На асфальте: Километры подземелья

Став мэром, Сергей Собянин объявил самую амбициозную программу по строительству метро, которая когда-либо реализовывалась в Москве: 75 км за пять лет.
РИА Новости

Это, конечно, напряженный план, но другого варианта решения проблем перемещения пассажиров у нас нет, заявлял Сергей Собянин.

Самые большие темпы строительства московского метро были озвучены в 1980-х гг., тогда декларировалось 40 км за пятилетку. Программа так и не была воплощена, вспоминает гендиректор «Мосметростроя» Евгений Кашин. Он приводит в пример линию метро «Марьина роща» – «Селигерская»: стройка стартовала в 1986 г., около пяти лет метростроевцы вели вялотекущие работы, а в 1991 г. эту стройку вовсе заморозили.

Сейчас Московский метрополитен обеспечивает около 33% от общего объема перевозок пассажиров. Протяженность линий – 305,6 км, дефицит оценивается департаментом транспорта в 100 км. «Метрополитен работает в условиях значительной перегрузки – на шести линиях, которые обеспечивают около 70% от общего объема перевозок, перегрузка составляет в срединной части города в часы пик 10–30%; не обслужено метрополитеном около 22% от численности населения города», – говорится в госпрограмме Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012–2016 гг.». 75 км должны снять перегруженность большинства линий; количество районов, куда метро не дотянулось, должно уменьшиться с 22 до 12–13%.

В прошлом году сделано уже немало, считает руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. В мае введен в эксплуатацию выход из ст. м. «Сретенский бульвар». В декабре 2011 г. сдали участок Люблинско-Дмитровской линии «Марьино» – «Зябликово» (4,5 км, три новые станции). Строительство было начато в 2007 г. (объем инвестиций – около 26 млрд руб., генподрядчик – «Трансинжстрой»). В ускоренном режиме достраивается участок Калининской линии «Новогиреево» – «Новокосино» (3,5 км, генподрядчик – «Трансинжстрой»). По плану будет завершен в декабре 2012 г., говорит Бочкарев. Предварительная стоимость объекта – 20,16 млрд руб. Это все проекты, начатые еще при прежнем руководстве города.

В прошлом году стартовало девять новых объектов суммарной стоимостью 258 млрд руб. Подрядчиков выбирает ГУП «Московский метрополитен», на которое не распространяется действие 94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). «Чтобы ускорить выходы на стройплощадки, деньги были перечислены в ГУП «Московский метрополитен», которое привлекло «Мосинжпроект» к проектным работам, а тот, в свою очередь, привлекал подрядчиков», – объясняет источник в мэрии. В 2012 г. на увеличение уставного капитала ГУПа было выделено 28,8 млрд руб.

Если все процедуры – изыскание, проектирование и т. д. – проходят в обычном режиме, то только проектирование одной линии занимает от трех до пяти лет. Поэтому сейчас работы по проектированию и строительству ведутся параллельно. Кашин говорит, что контракты с подрядчиками подписываются не в деньгах, а по объемам: на каждый объект выделяются лимиты в соответствии со сметной документацией.

Самый крупный проект – строительство линии «Марьина роща» – «Селигерская» стоимостью 59,4 млрд руб. (подрядчик – «Мосметрострой»). «Это один из самых протяженных участков из тех, на которых сейчас ведутся работы (10,6 км, шесть станций). Его высокая цена объясняется тем, что на этом участке приходится строить станции глубокого заложения, горным способом», – говорит Бочкарев. Ввести в эксплуатацию линию планируется в конце 2014 г.

Второй по стоимости объект – участок «Деловой центр» – «Хорошевская» (5 км) и участок «Нижняя Масловка» – «Хорошевская», часть которого будет построена к 2014 г. (7,2 км). Общая стоимость работ оценивается в 58 млрд руб., подрядчик – «Ингеоком».

На участке «Парк Победы» – «Раменки» (7,2 км) будет построено две станции, линию продлят до Новопеределкина (подрядчик – «Трансинжстрой»). Предварительная стоимость строительства, по словам Бочкарева, составит 44,6 млрд руб. Две станции построят на участке «Выхино» – «Жулебино» (5,1 км, 27,8 млрд руб.). Ввод объекта в строй запланирован на 2013 г., генподрядчик – УКС «Мост». Участок «Старокачаловская» – «Лесопарковая» – «Битцевский парк» составляет примерно 5 км (подрядчик – «Казметрострой»). Стоимость – 24,6 млрд руб., работы завершатся в 2013 г. 3 км от «Красногвардейской» до «Братеево» обойдутся примерно в 18 млрд руб., работы завершатся в 2012 г. (подрядчик – «Мосметрострой»). Участок от «Юго-Западной» до «Тропарево» длиной 2,3 км в дальнейшем будет продлен в Румянцево, предварительная стоимость – 11 млрд руб. (генподрядчик – «Мосметрострой», завершение – в 2014 г.). Участок «Деловой центр» – «Парк Победы» стоимостью 9,5 млрд руб. позволит связать «Москва-сити» с Кутузовским проспектом (2,4 км, сдача – в 2013 г., подрядчик – «Ингеоком»). 2,17 км от «Митино» до «Пятницкого шоссе» строит «Мосметрострой». Одновременно возводится большое электродепо. Этот участок будет стоить 4,8 млрд руб.

В 2011 г. в строительство метро инвестировано около 53 млрд руб., говорит Бочкарев. Было сдано 4,5 км новых линий. В 2012 г. планируется еще 8,5 км, а инвестиции вырастут до 100 млрд руб. В пик строительства из бюджета может быть выделено до 150 млрд руб. в год, обещал Сергей Собянин.

Власти уже привлекают из других регионов и строителей, и проектировщиков. Но мощностей российских компаний может не хватить для реализации всех озвученных мэрией планов, считает партнер Strategy Partners Александр Ованесов. Возможно, придется привлекать иностранцев. Желающие есть: корейская Hyundai предложила московскому правительству взять в концессию целые участки, представитель компании рассказывал, что она готова строить в Москве до 15 км линий в год.