Вспомнили о репутации


Вчера председатель Госдумы Сергей Нарышкин дал поручение председателям комитетов по госстроительству Владимиру Плигину, по регламенту Ильдару Габдрахманову и руководителю комиссии по вопросам депутатской этики Владимиру Пехтину предложить меры по повышению репутации и самостоятельности парламента. Комитетам рекомендовано представить предложения по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с коррупцией, повысить эффективность проводимых в парламенте слушаний, разработать поправки в регламент палаты, позволяющие участвовать в заседаниях и представителям незарегистрированных партий, причем чаще, чем раз в год.

Внесистемные партийцы однажды побывали в Думе при обсуждении законопроектов о политреформе, их снова пригласят на третье чтение нового закона о партиях, отмечает Габдрахманов. Однако непарламентские партии исчерпали свое право выступать, а у незарегистрированных партийцев этого права нет. Надо сделать так, чтобы такое участие было не формальным, а содержательным, подчеркивает депутат.

Закон о парламентском расследовании следует оценить: требует усовершенствования закон или правоприменительная практика, говорит Плигин. Например, в некоторых случаях невозможно было создать парламентскую комиссию из-за ограниченного перечня его объектов (факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), встает вопрос о расширении перечня, отмечает Плигин.

Этот закон, принятый в 2005 г., не работает: с тех пор была создана только одна комиссия – после происшествия на Саяно-Шушенской ГЭС, а в реальности вопросы, которые для власти невыгодно поднимать, не ставятся, отмечает зампред комитета по безопасности эсер Геннадий Гудков, ведь создается комиссия только по решению парламентского большинства.

Парламентская комиссия – разовая мера, поэтому необходим отдельный закон о парламентском контроле, отмечает Гудков, который еще в прошлом созыве внес соответствующий законопроект. Он предложил узаконить право депутатов и сенаторов задавать вопросы должностным лицам, посылать депутатские и парламентские запросы, участвовать в заседаниях органов исполнительной власти и получать отчеты о деятельности прокуратуры и федеральных органов исполнительной власти. Но единороссы не дали этому законопроекту хода.

Сами эсеры и коммунисты обещали инициировать парламентское расследование фальсификаций на выборах-2011, но не стали даже инициировать внесение вопроса в повестку, имея необходимые 100 голосов.

В условиях падения рейтинга исполнительной власти у Думы есть реальный шанс увеличить свое влияние, чем, видимо, и продиктованы инициативы, считает политолог Евгений Минченко. Существует и фактор личности Нарышкина, который привык выслушивать и учитывать мнение оппонентов, добавляет эксперт.