Телевизоры лучше украшений

Российский рынок интернет-торговли будет активно развиваться за счет регионов, считают эксперты. По их мнению, самый перспективный товар для онлайн-продаж – электроника, а вот бума ювелирных и продовольственных интернет-магазинов они не прогнозируют

Больше трети заказов интернет-магазинов в 2011 г. пришлось на Москву (33%) и Санкт-Петербург (5%), на другие города-миллионники – 13%, на крупные города (0,5–1 млн человек) – 18%, на мелкие (до 100 000 человек) – 2%, на средние города (100 000–500 000) – 30% заказов, выяснили эксперты логистической компании СПСР-экспресс, проанализировав статистику доставки заказов интернет-магазинов (больше 3 млн посылок.) В дальнейшем, по их мнению, одновременно с расширением географии доставки будет расти число заказов в городах с населением менее 500 000 человек, которые и станут главными драйверами развития онлайн-торговли.

Пока на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около 40% покупателей интернет-магазинов, соглашается гендиректор компании Enter (входит в группу «Связной» и развивает проекты электронной коммерции) Сергей Румянцев. В денежном выражении доля этих регионов значительно выше – около 60%, добавляет он. Но Румянцев тоже считает, что спрос жителей регионов станет одной из основных причин развития интернет-коммерции в ближайшие годы. Небольшие города отстают в онлайн-покупках по уважительной причине: чем меньше город, тем уже ассортимент товаров, которые можно заказать через интернет. Жителям городов-миллионников доступно примерно 70% ассортимента московских магазинов электроники и бытовой техники, а малых – только 30–40%, подсчитали аналитики Enter.

Продажи бытовой техники и электроники, самый развитый сегмент рынка онлайн-торговли, продолжит оставаться таковым в 2012–2015 гг., считает Румянцев. Через интернет-магазины, по оценке Enter, в России реализуется около 10% от общего объема продаж электроники и бытовой техники, или примерно 110 млрд руб. Для сравнения: в целом на продажи через интернет в прошлом году пришлось всего около 2% от общего оборота непродовольственной розницы, превысившего 10 трлн руб., подсчитали в Enter.

«Часто слышу, что в торговле электроникой и техникой в интернете рынок уже насыщен, но категорически с этим не согласен: насыщение даже в зрелом сегменте бытовой техники и электроники наступит тогда, когда на онлайн-канал будет приходиться около 50% продаж», – считает совладелец интернет-гипермаркета Wikimart Максим Фалдин. Он также возлагает большие надежды на торговлю одеждой и обувью через интернет. Она, по оценкам компании Insales, в прошлом году выросла почти на 70% до 34,4 млрд руб.

Пока в интернете плохо продаются товары для дома и ремонта (около 3,6 млрд руб., или 0,5% общего объема рынка, оценка Enter) и ювелирные изделия и часы (1,6 млрд руб., или те же 0,5%). Развиваться онлайн-продажам ювелирных изделий мешают строгие законы по реализации драгметаллов. По существующему законодательству для доставки украшений клиенту необходимо обеспечить вооруженную инкассаторскую охрану, т. е. каждый курьер должен ездить с охранником на броневике, приводит пример директор по продажам компании «Адамас» Ольга Аксенова. И главное, вывезти украшение из магазина к клиенту, не пробив чек, невозможно, а возврат изделий из драгоценных металлов законом запрещен, продолжает она. В таких условиях онлайн-бизнес ювелирам невыгоден, заключает Аксенова.

У онлайн-торговли продуктами питания перспективы тоже не радужные – сейчас есть много небольших нишевых проектов, но для появления масштабных сетей, как «Утконос», нужны очень большие инвестиции, рассуждает управляющий партнер интернет-магазина «Прямо с фермы» Денис Прасолов. Себестоимость доставки одного заказа клиенту – 400–500 руб. Доставка свежих продуктов с коротким сроком годности требует специальной техники, охлаждения, соблюдения санитарных норм и т. д., говорит он. Чтобы уменьшить стоимость доставки, такому магазину нужно обслуживать не менее 500 клиентов в день, тогда издержки сократятся за счет оптимизации маршрутов, объясняет Прасолов.