«Мираторг» рвется в ритейлеры

Один из крупнейших производителей мяса в России – холдинг «Мираторг» обещает при поддержке государства построить за три года розничную сеть из тысячи магазинов. Эксперты скептически оценивают этот план

Холдинг «Мираторг» планирует вложить около 10 млрд руб. в строительство в течение трех лет сети из 500 одноименных магазинов, а если поможет государство, то и из тысячи, заявил вчера президент холдинга Виктор Линник во время визита первого вице-премьера Виктора Зубкова в одно из хозяйств компании. Компания планирует открывать магазины со средней торговой площадью 450 кв. м, специализирующиеся на мясной продукции холдинга (сейчас в его ассортименте 300 наименований), рассказал «Ведомостям» представитель «Мираторга» Дмитрий Льговский. Больше половины ассортимента будет приходиться на свежее мясо, также в магазинах будут другие продукты, например молоко и хлеб, рассказал Льговский.

Сейчас в Москве работает четыре магазина «Мираторга». По словам Льговского, сеть будет развиваться в столице, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках.

В холдинге могут рассчитывать на госпомощь. Как сказал сегодня Зубков, правительство поддержит сельскохозяйственные компании, которые будут не только заниматься производством, но и создавать предприятия розничной торговли. Однако в каком виде будет предоставляться помощь – пока еще не определено.

Аналитик UBS Светлана Суханова считает, что проекты розничных сетей, специализирующихся на собственной продукции производителей, могут быть успешными, но сомневается, что сеть можно развернуть так быстро. Для сравнения: «Копейка», основанная в 1998 г., к моменту продажи группе X5 состояла из 660 магазинов сопоставимой площади. В сети «Мяснов» – личном проекте гендиректора группы «Черкизово» Сергея Михайлова, стартовавшем в 2003 г., сейчас около 140 магазинов. Сама группа магазины в ближайший год открывать не планирует, рассказал представитель группы Александр Костиков. Останкинский мясоперерабатывающий комбинат, у которого больше 20 собственных магазинов, не считает подобные проекты успешными, сообщил представитель группы. Украинский производитель мяса Мироновский комбинат хлебопродуктов построил за 10 лет сеть «Наша Ряба» примерно из 2600 магазинов, но по франчайзингу, напоминает Суханова.

Чтобы реализовать такие планы, надо открывать по два магазина в день, шутит владелец одной из розничных сетей. Вряд ли это по силам компании, для которой ритейл не основной бизнес, говорит он. И напоминает, что свободных площадей, особенно в Москве, сейчас мало.