Авиапром защищается от ВТО

Вступление в ВТО заставит правительство России отказаться от текущих форм поддержки авиапрома – прямого субсидирования процентных ставок покупателям отечественной техники. Чиновники хотят видоизменить схему – помогать банкам, чтобы те сразу выдавали дешевые кредиты

Российские самолеты уже в 2013 г. могут заметно подешеветь – в первую очередь за счет низких ставок по кредитам на их покупку. Они составят не более 2–3% годовых. Проект новой системы компенсаций готовится в Минпромторге, рассказал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Вскоре документ будет направлен на согласование, добавил он.

В России уже есть система поддержки авиапрома: с 2002 г. государство компенсирует авиакомпаниям часть затрат по лизинговым платежам. Ежегодно на эти цели выделяется 630 млн руб. А с 2008 г. бюджет возмещает 3/4 ставок по кредитам лизинговым компаниям, которые продают отечественные самолеты. В бюджете на 2012 г. на это зарезервировано 1,9 млрд руб., в 2013 г. – 1,8 млрд, а в 2014 г. – 1,7 млрд, сообщил представитель Минпромторга. Но серьезно удешевить технику не удавалось. Ставки составляли 7–8% годовых, говорил «Ведомостям» президент «Иркута» Алексей Федоров.

Но и эта схема с присоединением России к ВТО в январе 2013 г. утратит силу. Основной принцип организации – запрет прямых госсубсидий, объясняет Слюсарь. Поэтому Минпромторг предлагает двухходовку. Банки должны выдавать дешевые кредиты на покупку отечественной техники. Но поскольку дешевых средств у них нет, то убытки по таким кредитам должно компенсировать государство, говорит Слюсарь. Новая система будет работать скорее всего через ВЭБ. Представители ВЭБа и ОАК это не комментируют.

Если ВЭБ будет выдавать дешевые кредиты, это должно распространяться на любые самолеты, а не только российские, уверен сотрудник зарубежного авиапроизводителя. Так, Airbus и Boeing несколько лет оспаривают косвенные субсидии, которые оказывал Евросоюз первой, а правительство США – второй. В феврале суд ВТО обязал Boeing возместить европейскому концерну около $3 млрд недополученной прибыли. В мае прошлого года тот же суд определил, что Airbus получила от Евросоюза косвенных субсидий на $18 млрд. «Если российская ОАК будет мешать двум этим корпорациям, они вполне могут воспользоваться инструментом ВТО», – уверен топ-менеджер крупной государственной лизинговой компании. Представители Boeing и Airbus говорить о возможности таких претензий отказались.