«Антонов» не сдается

Военное сотрудничество России и Украины на подъеме, но договориться по самому дорогостоящему проекту – транспортному самолету Ан-70 – стороны не могут

На прошедших в понедельник в Киеве переговорах министров обороны России и Украины Анатолия Сердюкова и Дмитрия Саламатина были одобрены проекты, укрепляющие военные связи. Подписан протокол об использовании Россией крымского полигона палубной авиации «Нитка». В нем речь идет о переходе к денежной форме расчетов за эксплуатацию (ранее Россия расплачивалась запчастями к самолетам «Су») в размере $1,6 млн в год и разрешается использование его для подготовки индийских пилотов истребителя МиГ-29К, что необходимо «Рособоронэкспорту» для выполнения контракта с Индией на поставку авианосца «Викрамадитья».

Стороны также договорились о подготовке пятилетней программы военно-технического сотрудничества до 2017 г., бесплатном обучении украинских офицеров в России, совместных маневрах и использовании украинских предприятий для ремонта вооружения Черноморского флота и утилизации его боеприпасов. По словам человека, близкого к Сердюкову, военные связи с Киевом начали укрепляться с момента прихода к власти в 2010 г. президента Виктора Януковича и этот процесс ускорился после назначения в начале года министром обороны Дмитрия Саламатина, перед которым поставлена задача реформирования украинской армии.

Однако наиболее дорогостоящий проект – разработка военно-транспортного самолета Ан-70 – испытывает затруднения. Вопрос об Ан-70 был даже вычеркнут из официальной повестки переговоров Сердюкова и Саламатина, говорит источник в российской делегации, хотя министры и обсуждали его с глазу на глаз. Причина, по словам менеджера предприятия ОАК, желание украинского госпредприятия «Антонов» продать третий летный опытный самолет российскому Минобороны за несуразную цену почти в $100 млн, что на 30% выше стоимости (2,4 млрд руб.) более тяжелого Ил-76, производство которого ОАК восстанавливает на заводе в Ульяновске. Кроме того, в тупике находятся переговоры о доработке документации Ан-70 под новые требования ВВС России и ее передаче в Россию для перевода в электронную форму. По словам российского менеджера, проблема не только в завышении цены, но и в том, что на «Антонове» уже осталось мало специалистов, способных работать над этим проектом, начатым еще во времена СССР. Представители ОАК и «Антонова» от комментариев воздержались.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Сердюкову следует проявить на переговорах с «Антоновым» жесткость, аналогичную той, которую он проявил в отношениях с российскими оборонщиками, и потребовать адекватной цены за опытный Ан-70. Это не будет вмешательством во внутренние дела Украины, поскольку другого покупателя, кроме российских военных, на этот самолет нет, говорит Макиенко.