Плата за провоз

ТНК-ВР добилась ареста активов бывшего менеджера Игоря Лазуренко на 39 млн евро. Компания обвиняет его в организации мошеннических схем

Такого рода подход для нас неприемлем, и мы будем эту заразу вычищать, переломаем хребет [откатным схемам]», – обещал в прошлом году исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Намерение он подтвердил делом: в конце июля и начале августа ТНК-ВР инициировала два судебных разбирательства в Высоком суде Лондона, обвинив бывшего топ-менеджера Игоря Лазуренко в организации мошеннических схем с целью хищения у компании миллионов долларов. Дата рассмотрения иска по существу пока не определена, но ТНК-ВР удалось добиться ареста имущества Лазуренко и аффилированных с ним компаний на 39 млн евро. Такое решение суд вынес 14 августа (копия есть у «Ведомостей»). А уже на следующий день ТНК-ВР обратилась в окружной суд штата Арканзас с просьбой ввести ограничительные меры в отношении компании Roychamp Trading LLC., которая, как подозревают в ТНК-ВР, связана с Лазуренко.

О разбирательствах между ТНК-ВР и Лазуренко стало известно в конце июля: агентство Bloomberg сообщило, что бывший топ-менеджер ТНК-ВР обвиняет Германа Хана во взяточничестве «в адрес высших госчиновников и незаконном перечислении сотен миллионов долларов». Источник, близкий к руководству ТНК-ВР, пояснял тогда, что обвинения Лазуренко – это защита нападением: «Несколько месяцев назад в ходе очередной проверки в компании были выявлены мошеннические схемы, в которых, как подозревает компания, мог участвовать и Лазуренко».

Схемы с участием бывшего топ-менеджера компания изложила в исках: Лазуренко, будучи начальником департамента логистики и имея возможность влиять на результаты тендеров, требовал с контрагентов «существенные платежи» в обмен на заключение контрактов на перевозку нефти по завышенным ценам (подробнее см. vedomosti.ru). О таких выплатах в марте 2012 г. Хану рассказал гендиректор и совладелец «Н-транса» Константин Николаев, а в мае 2012 г. – глава совета директоров «Совфрахта» Александр Иванов: их компании заплатили Лазуренко около $13 млн, следует из исков.

Представитель «Совфрахта» опроверг информацию: компания дорожит репутацией и никогда не рассматривала для себя даже возможности участия в подобных схемах. Запрос «Ведомостей» в «Н-транс» остался без ответа. С Лазуренко или его представителем связаться не удалось.

Подобные схемы распространены в транспортной отрасли, говорят два бывших сотрудника транспортной и нефтяной компаний. А иск мог стать следствием личного конфликта Хана и Лазуренко, которые работали вместе еще в 90-х гг., предполагают два их знакомых. Хан отстаивает интересы компании, уверен ее сотрудник (представитель ТНК-ВР это не комментирует).