Вагоны ушли

«Трансмашхолдинг» не смирился с поражением на аукционе с госконтрактом свыше 3,3 млрд руб. для петербургского метро и теперь утверждает, что победитель – «Вагонмаш» может поставить небезопасные вагоны

Госконтракт с ООО «Вагонмаш» будет заключен 6 сентября, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь комитета по транспорту Петербурга Дмитрий Игнатьев. «Вагонмаш» предложил поставить 54 вагона метро за 3,25 млрд руб. – на 16 млн руб. дешевле, чем второй участник – Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) «Трансмашхолдинга», следует из материалов аукциона.

ОЭВРЗ не оспаривает итоги конкурса, но 30 августа в письме вице-губернатору Сергею Вязалову и председателю комитета по транспорту Станиславу Попову генеральный директор завода Борис Богатырев просит провести дополнительную экспертизу: целесообразно ли закупать подвижной состава у «Вагонмаша» (копия письма есть у «Ведомостей»). Он указывает, что ООО «Вагонмаш» учреждено специально для участия в аукционе (по данным ЕГРЮЛ, в феврале 2011 г.), поскольку известный петербургский производитель вагонов – ЗАО «Вагонмаш» срывало поставки по госконтрактам, сейчас проходит процедуру банкротства, новый владелец планирует снести здания на его производственной площадке в 2012–2013 гг. Богатырев предполагает, что производство по новому контракту будет организовано на площадях основного владельца ООО – Skoda Transportation (по данным «СПАРК-Интерфакса» – 51%, оставшаяся доля у кипрской D&R Industry, она же владеет 91,3% ЗАО «Вагонмаш»), которая не имеет опыта производства вагонов метро. Исходя из этого предположения, а также технических характеристик вагонов, заявленных в конкурсной документации, Богатырев предупреждает: они могут оказаться потенциально опасными для жизни и здоровья пассажиров, а город не получит ни налоговых поступлений, ни рабочих мест.

Председатель совета директоров «Вагонмаша» Андрей Кабанов отказался комментировать содержание письма до подписания контракта, подчеркнув лишь, что конкурс проводился «в строжайшем соответствии с федеральным законодательством». Связаться с представителями Петербургского метрополитена не удалось. В пресс-службе «Трансмашхолдинга» от комментариев отказались.

Игнатьев подтвердил, что ЗАО «Вагонмаш» допускало срывы поставок. Письмо Богатырева в комитете по транспорту получено. Однако, по словам Игнатьева, «Вагонмаш» уже предоставил копию обеспечения по контракту, а сегодня должны отдать оригинал. Ему ничего не известно о заложенном или проданном имуществе ЗАО «Вагонмаш» и что из него находится на балансе ООО «Вагонмаш». «Ведомостям» выяснить это также не удалось.

Осведомленный об аукционе источник в Смольном заверил, что администрация не намерена ставить под сомнение итоги аукциона. По его словам, «Вагонмаш» ведет переговоры с ВЭБом о предоставлении кредита на модернизацию производства и его перенос. В пресс-службе ВЭБа подтвердили, что заявка на получение кредита поступила, о какой сумме идет речь и на каких условиях – не сказали.

Пресс-служба Skoda Transportation в ответе «Ведомостям» подтвердила, что производство вагонов действительно будет сначала организовано в Чехии, а затем перенесено в Россию. Skoda Transportation занимается производством подвижного состава для железных дорог, метро и городского рельсового транспорта уже десятки лет, производит вагоны для Чехии, Латвии, Украины, Словакии, сказано в ее письме.

У «Трансмашхолдинга» остается возможность обратиться в ФАС и прокуратуру, которые имеют право оспорить договор, говорит партнер Allen & Overy Игорь Горчаков. По его мнению, самой компании подавать иск малоэффективно: возникнут трудности с обоснованием, так как детальное предложение соперника истец не получит и будет строить обоснование на собственных догадках.