Развитие: Хотим инвесторов на 20 лет

Хотела бы затронуть проблему развития Дальнего Востока. Фонд развития Дальнего Востока, который должен быть инструментом финансирования инвестиционных проектов в регионе, был создан год назад. Он объединяет 12 субъектов Федерации. Уставный капитал был заложен в размере 500 млн руб., но уже в следующем году он будет увеличен до 10 млрд руб.

Отели Hyatt во Владивостоке не сумели достроить к саммиту АТЭС

Что же такое регионы Дальнего Востока? Это в основном сырьевые отрасли – промышленная структура сознательно создавалась еще в советские времена с акцентом на добывающие отрасли. И эту специализацию очень трудно было изменить в последние 20 лет.

Фонд Дальнего Востока заказал исследование по анализу и оценке инвестиционных проектов востока России – что же надо развивать в регионе?

Каковы результаты исследования? Выяснилось, что существует большое ограничение для развития обрабатывающей промышленности. Сырьевые отрасли наиболее транспортоемкие, а снижение государственной поддержки с середины 1990-х остановило развитие инфраструктуры. Население стало покидать эти регионы. То есть ситуация крайне плачевная.

Чего же не хватает этому макрорегиону? Конечно, инфраструктурных проектов. Причем сложность в том, что реализация этих проектов очень затратна и один регион самостоятельно справиться не в состоянии.

В фонд были представлены почти 3000 проектов, но [среди них] очень мало качественных. В высокой степени готовности находятся менее 20% из этих проектов. Основной спрос, конечно, на инвестиции.

Существует несколько базовых направлений, по которым будет вестись работа над проектами инвестиционного фонда Дальнего Востока. В основном это развитие инфраструктуры там, где будет проходить поиск якорного инвестора. Конечно, не может быть такого, чтобы все сделало государство. Поиск частного инвестора – это одна из основных задач фонда.

Мы хотим развивать проекты в рамках государственно-частного партнерства, привлекать частного инвестора на долгий срок, предположительно на 20 лет. Развитие железнодорожной инфраструктуры; все, что связано с проблемами ЖКХ; теплоснабжение, газоснабжение и частично строительство инфраструктуры аэропортов может быть отдано частному инвестору в виде концессионных соглашений.

В этом году было внесено изменение в законодательство о концессионных соглашениях – даны более широкие полномочия именно концессионерам: они могут брать в пользование инфраструктуру, управлять ею, а еще и получать деньги из бюджета региона или федерального бюджета за исполнение публичных услуг.