Неформальный рекорд

За январь – ноябрь 2012 г. занятость в секторе крупных и средних предприятий сократилась на 107000 работников, промышленность потеряла 142000 рабочих мест, следует из данных Росстата. Зато увеличился неформальный сектор

По данным Росстата, за январь – ноябрь сектор крупных и средних предприятий нанял 4,94 млн работников, уволилось за тот же период 5,05 млн. Таким образом, занятость в корпоративном секторе за 11 месяцев сократилась на 106700 человек. Чистый прирост рабочих мест происходил только в двух видах деятельности, данные по которым содержатся в справке Росстата: добыча полезных ископаемых (+16600) и оптовая и розничная торговля (+44800). Самое большое сокращение рабочих мест произошло в обрабатывающей промышленности: минус 134000. Всего по промышленности (добыча, обработка и энергетика) число уволенных превысило число нанятых на 142000.

В то же время занятость в экономике с января по ноябрь, согласно Росстату, возросла на 1,5 млн человек до 71,5 млн. Безработица остается на историческом минимуме, чуть увеличившись в ноябре до 5,4% (5,3% в октябре, 6,6% в январе 2012 г.). «Мы гордимся, что у нас очень низкая безработица», – подвела итоги года вице-премьер Ольга Голодец. Уровень безработицы – среди лучших мировых показателей, указал на пресс-конференции президент Владимир Путин. Повод для гордости властям дает теневой сектор экономики, абсорбирующий как общий прирост занятости, так и уходящих из формального сектора работников. Это тренд многолетний, отмечает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. За 2008–2011 гг. занятость на крупных и средних предприятиях сократилась на 7 млн человек (по полному кругу наемных работников – на 5,3 млн), неформальный сектор (индивидуальные предприниматели и занятые у них; оказывающие платные услуги в частном порядке; занятые в крестьянских хозяйствах) увеличился почти на 9 млн человек – до 22 млн, или почти до трети всех занятых в экономике (см.график).

За 2008–2011 гг. предприятиями создано 4,9% рабочих мест, ликвидировано 6,6%, больше всего теряет обрабатывающая промышленность, в среднем сокращающая 3,8% рабочих мест ежегодно. Чистый прирост рабочих мест за эти годы из 13 основных сфер экономики происходил только в торговле, финансах и – максимально – сфере госуправления (ежегодный прирост – около 2%).

При этом, по данным опросов Института Гайдара, кадровый дефицит остается главной проблемой промышленников – квалифицированных рабочих не хватает даже для обеспечения стагнирующих весь год объемов производства.

Ситуацию на рынке труда можно считать институциональным провалом, заключает Гимпельсон: неблагоприятная институциональная среда и плохой деловой климат ограничивают спрос на труд. Слабая защита прав собственности, неудовлетворительная работа судов – одно из объяснений сокращения рабочих мест в промышленности, где цена бизнеса достаточно высока – в отличие, например, от торговли. Без решения фундаментальных проблем все остальные проблемы (зарплаты, квалификация, производительность, пенсии) не имеют решения, считает Гимпельсон.