Facebook пришла на поиск

Крупнейшая в мире социальная сеть представила поисковый сервис Facebook Graph Search, позволяющий находить информацию, закрытую для традиционных поисковиков
Основатель Facebook Марк Цукерберг (на фото слева) и председатель совета директоров Google Эрик Шмидт теперь отчасти конкуренты/ C. Ratcliffe/ Bloomberg

Социальный поисковик Facebook Graph Search позволяет найти «все, что опубликовано в социальной сети для вас, а другие могут найти все, что вы публиковали для них», говорится в презентации компании. Graph Search создан, «чтобы давать ответы, а не ссылки на ресурсы, которые их содержат», рассказал основатель и гендиректор Facebook Марк Цукерберг.

Протестировать новую услугу Facebook могут пока лишь избранные пользователи из США. Когда Facebook Graph Search заработает для всей аудитории соцсети, которая уже превышает 1 млрд пользователей, компания не сообщила.

По мнению экспертов, опрошенных газетой The Wall Street Journal, цель Цукерберга – сделать Facebook воротами пользователя в интернет вместо Google. Facebook уже существенно опережает соцсеть Google+ по объему и качеству информации о пользователях и в будущем сможет монетизировать поиск, продавая рекламу в его результатах, считают они. Поисковая реклама – основа выручки Google ($40 млрд в год). Представитель Google не стал комментировать предположения WSJ.

Слух о том, что Facebook разрабатывает свой поиск, появился в апреле 2012 г. Издание BusinessWeek сообщало, что проектом руководит выходец из Google Ларс Расмуссен, курировавший проекты Google Maps и Google Wave. Насколько далеко зайдет Facebook в своих начинаниях и станет ли индексировать страницы за пределами соцсети, долго было неясно. Лишь летом Расмуссен дал понять, что речь идет об улучшении поиска по контенту, загруженному пользователями Facebook.

Facebook объявила о проекте в понедельник вечером, и ее акции на NASDAQ после закрытия основной торговой сессии подешевели на 2,74% до $30,1 за акцию. Вчера торги открылись с роста котировок на 0,37%, но к 21.33 мск акции торговались на 1,78% дешевле, чем накануне.

Вряд ли Facebook претендует на долю Google, сомневается руководитель подразделения «Поиск и e-commerce» Mail.ru Group Владимир Габриелян: «Поисковый сервис не обладает той информацией, которой владеет социальная сеть, и наоборот». Facebook сможет удовлетворить небольшой процент поисковых запросов, считает он: «Фактически перед социальной сетью стоит задача создать пользователю новую потребность в поиске». Говорить о конкуренции уместно, возражает директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, но только с одним поисковиком – тем, который пытается создать свою соцсеть и собирать с ее помощью персональные данные (т.е. с Google. – «Ведомости»). Для других поисковиков открывается возможность сотрудничества с Facebook, считает он: в какой-то момент Facebook наверняка захочет показать пользователям информацию и за пределами самой соцсети. Разработка Facebook – это не столько поисковая система, сколько инструмент легкого доступа к той информации, которой ты уже обладаешь, продолжает Бакунов; а с точки зрения поиска ничего глобально нового этот продукт не привнес.