Письма


Как это было в СССР

На редстатью «Ненаучная фантастика» (№14 от 31.01.2013, стр. 01)

Я не первый раз слышу эти утопические сказки про совок. Лично у меня прозрение стало наступать понемногу еще в детстве. Когда я хотел быть ментом – мама сказала мне, что там бьют людей и нечего там делать. Я не поверил и спросил у своего друга, который жил рядом с городским изолятором. Тот буднично подтвердил: да, бьют, по ночам слышны крики. Я как-то лез через забор в парк и подвыпивший мужичок поймал меня за воротник и начал ругать и спрашивать про родителей и обещать им неприятности, поскольку он «второй секретарь райкома». Я молчал как партизан, и дело кончилось оплеухой. Здравоохранение я видел сам, когда отца весной госпитализировали с воспалением легких и его положили в больничный коридор и накрыли его же шубой (одеял не было).

Это все воспоминания о начале 80-х гг., белорусский райцентр, мне было 10 лет.

И что было толку от той науки, если вся она работала на оборонку и реальной проблемой было даже заиметь в квартире обычный городской телефон или купить телевизор?!

Владимир Лосев, Москва

Джамшут прославит Россию

На статью «Дискриминация и прибыль» (№14 от 31.01.2013, стр. 07)

Россию прославляли «иммигранты» в не меньшей степени, чем люди коренной нации. Так было веками, и нет причин, чтобы что-то изменилось. Будут и среди детей Равшана нобелевские лауреаты или известные писатели. Писал Чингиз Айтматов на русском языке – на том же языке и дети дворников будут писать. Если же разбираться досконально, видеть в деталях процесс (от арапа Ганнибала до Пушкина или от Ле Монти до Лермонтова, уж не говоря о Чайковском – Мусоргском – Римском-Корсакове, или все наши мореплаватели – Крузенштерн, Беллинсгаузен, Коцебу, Посьет, а раньше Беринг), то у русских в собственной истории как раз и незавидное место.

Крузенштерн, Беллинсгаузен, Коцебу, Посьет – выходцы из Эстляндской губернии. Посьет при этом был из семьи французского иммигранта из Пярну, а совсем не остзейских немцев, а Крузенштерн, по сути, эстонец, выходец с острова Сааремаа, хотя и получил онемеченную фамилию. Крузенштерн – один из самых выдающихся адмиралов российского флота, был начальником Морского кадетского корпуса, а Посьет совсем легендарная личность: кроме того что он совершил три кругосветных плавания, он умудрился еще 17 лет руководить МПС империи, построил Восточную железную дорогу и начал строительство Транссиба, единственный в XIX в. (кроме членов царской семьи) награжден всеми высшими орденами империи и при этом всегда носил одну награду – знак о выпуске из нашего любимого училища (МКК-ВВМУ им. Фрунзе – МКК Петра Великого). И Джамшут станет адмиралом, помяните мое слово.

Валерий Власов, Санкт-Петербург