«Камаз» на батарейках

«Камаз» собирается за пять лет разработать прототип грузовика на электротяге. На заводе надеются, что за это время аккумуляторы для автомобилей станут рентабельными

Менеджмент «Камаза» рассматривает вариант создания к 2020 г. грузового электромобиля для эксплуатации в городе, сообщила пресс-служба автозавода со ссылкой на заместителя гендиректора завода Ирека Гумерова. Название разработки – «Проект двадцатого года». «Сегодня развитие электромобилей сдерживает стоимость аккумуляторных систем», – цитирует Гумерова пресс-служба. Гумеров надеется, что «в течение ближайших лет вопросы рентабельности будут решены».

У «Камаза» пока нет прототипа грузового электромобиля, пояснил директор по связям с общественностью завода Олег Афанасьев. По его словам, разработать образец, готовый к серийному производству, планируется в течение пяти лет. Рассматриваются различные варианты, например грузовик с четырьмя электромоторами (чтобы обеспечить необходимую тягу) или с гибридной системой – дизельное топливо плюс электричество или газ плюс электричество, добавляет он. Размер планируемых инвестиций в разработку опытного образца Афанасьев не раскрыл. «Камаз» рассчитывает, что в итоге будет найден вариант, который позволил бы снизить себестоимость грузового электромобиля – по текущим оценкам, он может оказаться в 2–3 раза дороже грузового автомобиля, работающего на дизельном топливе», – говорит Афанасьев.

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк оценивает инвестиции «Камаза» в проект в 1–1,5 млрд руб. «На полный процесс создания новой модели, включая создание производственной линии, потребуется порядка 10–15 млрд руб.», – говорит он. В любом случае эта сумма не конечная, отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, все зависит от того, на каком шасси будет осуществляться проект: «Если электромобиль будет построен с нуля, то затраты «Камаза» увеличатся в разы».

Партнерами «Камаза» выступают российские компании, включая «Лиотех» (производит аккумуляторные батареи), говорит Афанасьев. Сотрудник «Лиотеха» подтвердил, что компания разрабатывает проект грузового электромобиля. На сайте компании представлены также разработки бортовой «Газели» на электрической тяге (грузоподъемность – 950 кг, запас хода на накопителях – 200 км) и пассажирского электробуса «Нефаз-52992» (вместимость – 110 пассажиров, запас хода на накопителях – 200 км).

По мнению Шенка, на развитие инноваций в автомобильной отрасли могли бы повлиять стимулирующие меры правительства. «Например, субсидирование закупки такой техники потребителями», – соглашается с Шенком Афанасьев. «Поддержки правительства нет, потому что производства нет», – говорит Баранов. По его мнению, грузовик на электротяге по соотношению перевезенного груза и потраченного электричества пока невыгоден: «Нужно много аккумуляторов, чтобы такая машина выполняла функции, но тогда сокращается место для груза». Ведущий аналитик «Альпари» Михаил Крылов также сетует на отсутствие инфраструктуры для электромобилей. В 2012 г. компания «Револьта» планировала открыть в Казани и Набережных Челнах электрические автозаправочные станции, однако не осуществила проект.