Сланцевый аргумент

Румыния и Литва вслед за Украиной решили заняться добычей сланцевого газа, пытаясь снизить зависимость от российских поставок сырья

На прошлой неделе Румыния сняла мораторий на технологию гидроразрыва пластов, используемую для разведки сланцевого газа, пишет Financal Times. О поддержке геологоразведки сланцев заявил премьер страны Виктор Понта. А в понедельник его примеру последовала президент Литвы Даля Грибаускайте. Заняться разведкой запасов обеих стран может американская Chevron: она уже получила лицензии на разведку в восточной Румынии.

Заявления руководителей обеих стран последовали за подписанием в Давосе соглашения между Украиной и Royal Dutch Shell – о разработке Юзовского участка с нетрадиционными запасами газа на территории страны.

От начала разведки до добычи пройдет лет пять, отмечает аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов, а сейчас перспективу проектов в обеих странах оценить нельзя. Некоторые геологи оценивают запасы Литвы в 30–50 млрд куб. м сланцевого газа, пишет FT, данных по Румынии издание не приводит.

Долгосрочная цель стран – за счет собственной добычи снизить зависимость от поставок «Газпрома», говорит Лукашов, но уже в краткосрочной перспективе «выторговать себе наиболее выгодные условия по поставкам российского газа». По оценкам аналитика, доля Румынии в европейских продажах «Газпрома» составляет 2%, Литвы – всего 0,8% (в 2011 г. в первую было поставлено 2,81 млрд куб.м газа, во вторую – 3,4 млрд).

Чиновники Румынии и Литвы не раз жаловались, что их страны платят больше других европейских клиентов «Газпрома». При этом Литва стала еще более зависимой от поставок российского газа после остановки Игналинской АЭС в 2009 г. Но в «Газпроме» претензий в свой адрес не принимают. «Цены для потребителей в Европе у нас варьируются, но их общий уровень не отличается кардинально от страны к стране», – говорит представитель концерна Сергей Куприянов. Некоторые европейские страны используют тему сланцевого газа в переговорах о ценах, признает он, но в «Газпроме» не считают этот аргумент «достаточно веским».

Первоначально в Европе без энтузиазма отнеслись к сланцевой революции. Так, после серии протестов во Франции был введен мораторий на геологоразведку сланцевого газа. Ее примеру последовали еще в нескольких странах.

Парламентарии Литвы и Румынии и сейчас не поддерживают разведку сланцев из-за экологических рисков. По данным литовского портала Delfi.lt, за остановку проекта по геологоразведке проголосовали семь из 10 членов комитета парламента Литвы по вопросам охраны окружающей среды. Но его решение носит рекомендательный характер. Верхняя палата парламента Румынии также не поддержала добычу газа в связи с экологическими рисками, пишет FT. Понта пообещал принять решение о добыче газа после получения данных об отсутствии или наличии запасов в стране.

Европейцы пытаются повторить опыт Америки, вышедшей благодаря сланцевой революции на позицию крупнейшего производителя газа в мире, убежден Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis. При равной стоимости своя добыча выгоднее, чем импорт, отмечает он: ведь импорт – деньги, отданные «Газпрому», а при собственной добыче все затраты, включая налоги и зарплаты, остаются в стране. «При себестоимости до $300–350 за 1000 куб. м собственная добыча сланцевого газа может иметь смысл», – отмечает он. Согласно отчетности «Газпрома» за 9 месяцев 2012 г. средняя цена продажи газа в Европу – $379 за 1000 куб. м.