Магазин на стороне
Доставщик почты «СПСР-экспресс» предложит интернет-ритейлерам свои складские мощности для обработки заказовЛогистический оператор «СПСР-экспресс», принадлежащий Svarog Capital Виктора Вексельберга и Александра Мамута и фонду «Эльбрус капитал» ЕБРР, займется оказанием комплексных услуг для интернет-магазинов, рассказал ее гендиректор Владимир Солодкин. «Весной мы выйдем на рынок с услугами фулфилмента, т. е. всего цикла обработки заказа для интернет-магазинов – от хранения товаров на наших складах, формирования сопроводительных документов, обработки заказов, комплектации и упаковки посылок до организации доставки и обработки возвратов», – сказал Солодкин. Спрос на такие услуги, объясняет он, очень велик, особенно со стороны интернет-магазинов, а предложение ограничено.
«Есть всего несколько компаний, которые предлагают такие услуги», – утверждает Солодкин. Сейчас у СПСР девять распредцентров в крупнейших городах страны, 200 филиалов, порядка 1000 автомобилей и около 3500 сотрудников. Услуги фулфилмента компания уже оказывает нескольким крупным клиентам – например, управляет обработкой заказов интернет-магазина бренда Dolche Gusto от Nestle.
Интернет-магазины, перешагнувшие за отметку 500–1000 заказов в день, сталкиваются с проблемой роста – им не хватает собственных ресурсов, чтобы быстро обрабатывать заказы, и тогда они обращаются к аутсорсинговым компаниям, рассказывает директор по маркетингу «Бета продакшн» Алексей Жуков. «Бета продакшн» оказывает услуги фулфилмента для компаний, торгующих по каталогам, для телемагазинов и онлайн-магазинов. Услуги аутсорсинга основных операций интернет-магазинам в России также предлагают российское подразделение германской Вertelsmann, KupiVIP, Otto Group и Ozon eSolutions, «Сервис дистанционной торговли» (СДТ), «Логоскор», «Руспост» и Quadra, рассказывает Жуков.
Игроков с 500–1000 заказов в день можно пересчитать по пальцам – это крупнейшие онлайн-ритейлеры, говорит партнер исследовательской компании Data Insight Федор Вирин. Он полагает, что услуги СПСР будут интересны игрокам, которые обрабатывают в день до сотни заказов.
В начале этого года специальное подразделение для обслуживания сторонних интернет-магазинов создал один из крупнейших интернет-торговцев – Ozon. Компания предложила четыре вида услуг: создание сайта-витрины, обработку заказов, доставку и обслуживание клиентов, рассказывал гендиректор Ozon eSolutions Алексей Тимонин. Больше полутора лет похожий сервис предлагает KupiVIP e-сommerce services. Компания создала полтора десятка партнерских магазинов, включая ЦУМ, Lotus Renault GP, «Снежную королеву», Mexx, Tom Tailor, Estee Lauder и др. За свои услуги KupiVIP.ru берет комиссию – 18–40% от выручки магазина. Сейчас этот бизнес приносит KupiVIP.ru около 25% выручки (вся выручка холдинга в 2012 г. – около $350 млн), говорил исполнительный директор интернет-холдинга Мирослав Зубачевский.
Сколько будут стоить услуги СПСР, Солодкин не говорит. «Все зависит от сектора, с которым работаешь. Например, рентабельность услуг при работе с онлайн-ритейлом меньше, но зато это очень быстрорастущий и перспективный рынок», – говорит Солодкин. Пока в выручке компании (по прогнозам, в 2012 г. она составит около 3,5 млрд руб., рентабельность по EBITDA – 16–17%) на курьерские услуги для корпоративных клиентов приходится около 70% и только 30% – на услуги частным клиентам, преимущественно на доставку посылок из интернет-магазинов.