Виноватых в смерти нет

Следственный комитет закрыл за отсутствием состава преступления дело об обстоятельствах смерти в 2009 г. сотрудника фонда Hermitage Сергея Магнитского. Его защита полагает, что это обусловлено заявлениями политического руководства России

Следственный комитет России (СКР) заявил вчера о закрытии дела о смерти сотрудника фонда Hermitage Сергея Магнитского в связи с отсутствием события преступления. Как говорится в заявлении СКР, обстоятельства его смерти и законность действий правоохранителей, которые вели уголовное дело против Магнитского, проверялись «с учетом доводов, изложенных в многочисленных жалобах потерпевших, сообщениях средств массовой информации и обращениях правозащитных организаций». Следствие установило, что дело о неуплате налогов против сотрудника фонда Hermitage было возбуждено законно, законен был и его арест. В сизо в отношении Магнитского «не создавались специальные условия содержания под стражей», отличные от условий для других заключенных, не оказывалось давление и не применялось физическое насилие. Смерть Магнитского в ноябре 2009 г. наступила «от острой сердечной недостаточности, отека мозга и легких с острыми кровоизлияниями», развившимися в результате осложнений кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического гепатита.

Закрытое вчера резонансное дело о смерти сотрудника фонда Hermitage было возбуждено в конце 2009 г., а в 2010 г. из него в отдельное производство были выделены дела в отношении замначальника Бутырок Дмитрия Кратова (по статье «халатность») и врача этого сизо Ларисы Литвиной (по статье «причинение смерти по неосторожности»). Дело в отношении Литвиновой было закрыто в 2012 г. после уменьшения сроков давности по инкриминируемой ей статье, а Кратов был оправдан. Адвокат родственников Магнитского Николай Горохов заявил, что будет обжаловать решение СКР. По его мнению, оно обусловлено политически недавними заявлениями премьера и президента. В январе 2013 г. на форуме в Давосе премьер Дмитрий Медведев заявил, что Магнитский не был борцом за правду, хотя и выразил сожаление о его смерти. А ранее, в декабре 2012 г., президент Владимир Путин заявил, что Магнитский умер не от пыток, а от сердечного приступа.

По словам адвоката Дмитрия Харитонова, который был защитником Магнитского во время его заключения, арест был незаконным, потому что его обоснования были надуманными либо фальсифицированными следователями. Говорить о том, что давления в сизо не оказывалось, странно: каждые две недели Магнитского переводили из камеры в камеру, в каждой условия были хуже, чем в предыдущей, напомнил Харитонов: очевидно, что в «Матросской Тишине», куда перевели Магнитского и где он умер, что-то случилось, но следствие не захотело прояснять этот вопрос. По мнению адвоката, финальным аккордом станет признание Магнитского виновным посмертно в Тверском суде на процессе по делу о неуплате налогов, по которому он был арестован.

Расследование основного дела неоднократно продлевалось, однако обвиняемых в нем так и не появилось.

Представитель фонда Hermitage в своем заявлении назвал закрытие дела знаком того, что «российское государство официально встало на позицию защиты мучителей и убийц Магнитского». «Я шокирована решением СКР», – заявила «Ведомостям» депутат немецкого парламента Марин Шустер. Шустер уверена, что это обстоятельство будет принято во внимание ПАСЕ, и намерена обратиться к послу России в ФРГ за разъяснениями.