Интернет показал РБК минус

Выручка РБК от интернет-рекламы в прошлом году уменьшилась впервые после кризиса. Компания объясняет это плохим состоянием рынка и отказом от бартера

План на год. 20-22%

На такой рост доходов РБК от интернет-рекламы по итогам 2013 г. рассчитывает Лаврухин. АКАР прогнозирует, что рекламодатели потратят на баннеры в этом году на 17% больше, чем в прошлом

Совокупная выручка РБК в прошлом году составила 5,7 млрд руб. – на 21% больше, чем годом ранее, сообщила компания. Основным источником доходов холдинга продолжает оставаться интернет-реклама (2,2 млрд руб.), и в прошлом году впервые со времен кризиса выручка от нее у РБК уменьшилась. За весь год интернет-реклама принесла компании на 1% меньше, чем в 2011 г., а в IV квартале – сразу на 18% (по сравнению с IV кварталом 2011 г.). Снизились и доходы деловых печатных изданий холдинга – «РБК Daily» и журнала «РБК» (на 2% до 425 млн руб.). Зато выручка одноименного телеканала в прошлом году выросла сразу на 40% до 846 млн руб.

Для сравнения: по данным Ассоциации коммуникационных агентств (АКАР), рынок медийной (баннерной) рекламы в прошлом году вырос на 17%, печатной прессы – на 2%, кабельно-спутникового телевидения – на 27%.

Доходы крупнейшей российской интернет-компании «Яндекс» от медийной рекламы (основную часть выручки поисковик получает от продажи контекстных объявлений) в прошлом году увеличились почти на четверть до 2,6 млрд руб. Mail.ru Group пока не опубликовала полную финансовую отчетность за 2012 г. Интернет-бизнес «Профмедиа» (Rambler/«Афиша» и «Бегун»), как и РБК, показал в прошлом году не лучшие результаты: его доходы выросли только на 1% до 3 млрд руб.

Гендиректор РБК Сергей Лаврухин объясняет снижение тремя причинами. Во-первых, весной прошлого года РБК отказалась от бартерных, неденежных сделок, которых было довольно много раньше и которые искусственно завышали выручку и расходы компании. Во-вторых, продолжает он, вторая половина года и особенно IV квартал были в целом очень неудачными для медийного рынка и рекламодатели резко сократили бюджеты на онлайн-размещение. При сокращении расходов рекламодателей в сети бюджеты в конце прошлого года все больше распределялись в пользу крупнейших площадок, прежде всего «Яндекса», говорил ранее «Ведомостям» источник в «Профмедиа».

Так, бюджеты автомобильных компаний снизились у РБК на треть, говорит Лаврухин. Автодилеры, продавцы недвижимости и финансовый сектор – основные категории рекламодателей РБК. Поэтому сейчас компания, по словам Лаврухина, делает спецпроекты и привлекает других клиентов, например производителей товаров роскоши, стараясь максимально разнообразить пул рекламодателей.

Наконец, на доходах РБК сказалось введение запрета на рекламу алкоголя, который приносил ей около 5% рекламной выручки, объяснил Лаврухин.

Интернет-рынок не восстановился до сих пор, говорит Лаврухин, скорее всего расходы рекламодателей на баннеры в I квартале останутся на уровне начала прошлого года. Вторая половина должна быть более удачной для онлайн-компаний, рассчитывает он.