Подстраховали по минимуму

За два месяца перевозчики застраховали лишь пятую часть годового пассажиропотока в России, заплатив страховщикам 1,5 млрд руб. Пока они выбирают минимальный тариф

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) подготовил первый отчет о рынке обязательного страхования перевозчиков (есть в распоряжении «Ведомостей»). Правительство решило сделать этот вид страхования обязательным после гибели теплохода «Булгария». С 1 января все пассажирские перевозчики, за исключением такси и метрополитена, должны страховать свою ответственность перед клиентами. Из-за проволочек с согласованием тарифов полисы стали продаваться с 14 марта.

По данным НССО, к 17 мая 47 страховых компаний собрали 1,5 млрд руб. премий по 34 928 договорам страхования транспортных компаний и частных перевозчиков, которые должны перевезти в 2013 г. 3,973 млрд пассажиров. Это 18,6% от числа пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта в 2012 г. (данные Министерства транспорта). В среднем страховка одного пассажира обошлась в 37 коп. Тариф варьируется от 4 коп. (минимальный для электрички) до 32,63 руб. (максимальный для внутреннего водного транспорта).

В пятерку лидеров по числу заключенных договоров входят «Росгосстрах» (5161), СГ МСК (3408), «Согласие» (3313), ВСК (3096) и «Альянс» (2452). Самым крупным клиентом страховщиков стало «Мострансавто» (его застраховал «Согаз»): 374 млн руб. за 501 млн пассажиров компании в 2013 г., или 74 коп. на человека, рассказывает президент НССО Андрей Юрьев. Самый дешевый полис купил ИП Майоров А. Н. – 15,33 руб. на 18 пассажиров.

По словам Юрьева, страховщики и перевозчики в основном заключают договоры по минимальному тарифу: в зависимости от типа перевозок их доля составляет 81–100%. Стремясь сэкономить, перевозчики не думают о третьей стороне – пострадавших, которым нужно будет оплатить вред, сожалеет он: собранных премий может не хватить. Сформированные сейчас резервы будут работать годы, а для возмещения вреда жизни и здоровью нет сроков давности – т. е. прийти за выплатой пострадавший может когда угодно, объясняет Юрьев.

Это не игра страховщиков с тарифами, уверен вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин: всему виной отсутствие информации о перевозчиках и числе пассажиров для верного установления тарифов. По его мнению, уже через полгода-год компании получат необходимую для «верного расчета» убытков статистику. Ситуация на рынке гораздо хуже той, которая была с ОСАГО 10 лет назад, уверен первый вице-президент «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров: перевозчики выкручивают руки страховщикам, вынуждая их страховать по минимальному тарифу, не предоставляя полноценную информацию об объемах бизнеса, манипулируя своей отчетностью. По его мнению, рынку будет сложно добиться 100% проникновения услуги среди транспортников по итогам года.