Мини-капут на рынке труда

Безработица в Германии ниже, чем в других странах Европы. Почему же тогда сами немцы не слишком довольны Jobwunder, или по-русски – кадровым чудом

Ангеле Шевролье уже за пятьдесят. Она живет в Бремене и работает на почасовой основе санитаркой в клинике для пациентов в коме. По ее словам, денег ей едва хватает, чтобы свести концы с концами. А ей еще приходится помогать двум сыновьям, которые учатся в университете. Поэтому она нанялась на так называемую мини-работу: три ночи в месяц женщина трудится в психиатрическом центре.

Именно благодаря таким мини-работам вне штата удается удерживать безработицу в Германии.

Работодателям из множества отраслей – от розничной торговли до медицины – такой вариант трудоустройства дает возможность снижать затраты на персонал.

Почасовая оплата при мини-работе обычно невысока. Кроме того, работник не имеет социальных льгот, которые бы он получал, работая в штате.

Мини-работы, как их здесь называют, позволяют зарабатывать до 450 евро ($580) в месяц, с которых не надо платить налоги.

Вне штата каждый пятый

Уровень безработицы в Германии не меняется уже семь месяцев подряд. В мае, после некоторых сезонных перепадов, он составил 6,9%. Тем не менее каждый пятый работающий немец, или приблизительно 7,4 млн человек, трудится на условиях неполной, внештатной занятости.

В маленьком сером индустриальном городке Дельменхорсте мини-работы составляют 35% от общего количества работ в городе. По данным исследовательского фонда Hans Bockler Foundation, это самый высокий показатель в Германии. 40-летний Кемалеттин Тунк, эмигрант из Турции, рассказывает, что недавно потерял постоянную работу на заводе Mercedes в Бремене. Сейчас у Тунка мини-работа. Он водитель такси и зарабатывает 5 евро ($6,5) в час. Но уверен, что его опыт работы поможет ему быстро найти новую должность. И все же «на рынке труда сейчас полный капут, потому что денег зарабатываешь мало», признается он. Двадцать лет назад жизнь в Германии казалось более благополучной, добавляет Тунк. Когда он только приехал сюда, подобные ему работники легко могли заработать себе на машину типа Mercedes или BMW. «Сейчас это уже не так», – сожалеет он.

Сектор мини-услуг

«Мини-работы идеальны для людей, которые хотят работать только небольшое количество часов в неделю или в месяц», – утверждает Оливер Стеттес, эксперт по трудовому рынку в Кельнском институте экономических исследований. Подобная форма занятости привлекательна для сектора услуг, где розничные торговцы и рестораторы сталкиваются с необходимостью найма дополнительного персонала в пик продаж или час пик в ресторане. «Во время ланча в ресторанах всегда многолюдно и требуется больше официантов, чем обычно. Здесь-то и нужны сотрудники с частичной занятостью, которые работают в ресторане всего несколько часов в день», – добавляет Стеттес.

Прохудившийся трамплин

Европейские страны с интересом приглядываются к тому, что происходит на рынке труда величайшей индустриальной державы Старого Света. Они надеются найти здесь рецепты, с помощью которых смогут оживить собственные агонизирующие после кризиса рынки труда. Между тем в самой Германии распространение низкооплачиваемых мини-работ уже вызвало ожесточенные дискуссии о том, достаточное ли количество немецких работников вносит свой вклад в процветание немецкой экономики.

Изначально мини-работы были созданы для того, чтобы служить трамплином к постоянной, штатной занятости. Но, по наблюдению аналитиков, вместо этого они стали преградой к получению постоянного рабочего места и фактически заменили собой многие штатные должности. На мини-работах почасовая оплата обычно не превышает 5–10 евро ($6,5–13). При этом две трети таких работников больше нигде не работают.

«Введение института мини-работ не достигло своей цели», – считает Вернер Эйхгорст, заместитель директора независимого исследовательского института IZA, изучающего проблемы рынка труда. «Система мини-работ организована таким образом, что работодатели лишены всякого стимула превращать эти рабочие места в штатные. А работники из-за нежелания платить налоги не имеют стимула работать больше. Это тупиковая, бесперспективная схема работы», – добавляет он.

Исследование, опубликованное недавно немецким федеральным министерством по делам семьи, выявило, что чаще всего в ловушку работодателей, предлагающих мини-работы, попадают женщины. Исследователи назвали это «программой по созданию условий для пожизненного бесправия и зависимого положения женщин».

Вежливый отказ

Ангела Шевролье недавно попросила своего работодателя изменить ей частичную занятость, по которой она работает 30 часов в неделю, на постоянную, рассказала она. И получила отказ. «Неправильно мы живем сейчас в Германии, если у нас нет возможности заработать себе на жизнь на собственной работе», – сетует женщина.

Кадровое агентство, через которое Шевролье получила мини-работу, Med Kontor Personalservice, утверждает, что устанавливает зарплаты для тех, кто работает на мини-работах, в зависимости от квалификации. Причем час работы такого сотрудника стоит столько же, сколько и час работы обычных, штатных сотрудников той же квалификации. Для работодателей преимущество таких работников в том, что они могут работать по более гибкому графику, а не в том, что на них можно сэкономить за счет более низкой оплаты.