Где жить хорошо: Левобережный район

Левобережный район на севере столицы без преувеличения можно назвать самым водным – на его территории находится часть Химкинского водохранилища.

Водный спальный

Теперь Москомстройинвест привлек в проект нового основного инвестора-застройщика – городскую организацию ОАО «Центр-инвест» (на 100% принадлежит городу, по данным СПАРК). В ходе дальнейшей реализации проекта снесены жилые дома по адресам: ул. Беломорская, 20, 24 и 32 (всего 328 квартир), ул. Смольная, 49 (90 квартир), на свободных площадках начаты работы. Отселение жилых домов по адресам: ул. Фестивальная, 29, 33, Валдайский пр-д, 13, 17, ул. Беломорская, 9, 11, планируется до конца II квартала 2013 г.; к моменту сдачи номера в печать отселения еще не произошло. Остальные корпуса снесут после завершения строительства корпусов 7, 7а, 13 и 16 в мкр. 2. Они возводятся за счет средств городского бюджета, ввод планируется во II квартале 2014 г. Срок реализации всего проекта по адресу: мкр. 1 и 2 района Левобережный, был продлен до конца 2018 г.

Здесь же – знаменитый Северный речной порт, напоминающий, что «Москва – порт пяти морей», и Royal Yacht Club на 190 судов. Но тяжелая транспортная ситуация на Ленинградском шоссе несколько портит впечатление от свежего ветра с большой воды.

«Эскимо» на Ленинградке

Очертания Левобережного на карте человеку с фантазией могут напомнить эскимо. «Палочкой» для которого служит Ленинградское шоссе – оно делит район на жилую часть, которая располагается справа от шоссе (по направлению в область), и нежилую вдоль Химкинского водохранилища.

Площадь района – около 800 га. Исторически на той территории, что справа от Ленинградки, было три поселения: Химки, Аксиньино и Козмодемьянское. Все они вошли в состав Москвы в 1960 г. и исчезли, их сменила массовая застройка.

Существующая инфраструктура Левобережного сложилась в 1970-е гг.: 46 предприятий торговли (магазины районного масштаба, среди которых есть и сетевые), две поликлиники (взрослая и детская), четыре общеобразовательные школы, одна музыкальная и одна спортивная, один «старый» кинотеатр «Нева» на Беломорской улице. Современный кинотеатр появился в ТРЦ «Капитолий» на Ленинградке – Nescafe IMAX, где в одном из залов расположен экран высотой с 7-этажный дом.

«Капитолий» (бывший «Рамстор») – практически единственный современный торговый центр в Левобережном. Если не считать Metro на севере района. Еще в Левобережном работает специализированный ТЦ «Экстрим» «рыночного» типа – сюда едут любители активного отдыха со всей Москвы.

Из интересных объектов – единственное в мире здание Академии хоровой культуры на Фестивальной улице (это и единственный вуз в районе), крупнейший в Москве пансионат для престарелых и цирк-шапито «Радуга» на Флотской.

На другом берегу водохранилища напротив Речного вокзала (в парке «Северное Тушино») пришвартована настоящая большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» – с 2003 г. уникальный и популярный музей.

Кругом вода

На территории района – парки «Дружба», парк Северного речного вокзала, зеленая зона вдоль Химкинского водохранилища и еще несколько зеленых пятен меньшего масштаба, всего около 91,3 га. Для сравнения: в соседнем Ховрине 14,6 га зелени.

Более-менее благополучная экология сохраняется благодаря розе ветров и минимальному числу промышленных предприятий. В районе их всего шесть. Крупнейшие – грузовой порт Северного речного вокзала (построен в 1930-е гг.), Московский винно-коньячный завод «КиН» и «Портохладокомбинат» на Ленинградском шоссе. Все предприятия в нежилой части района и неудобства жителям не доставляют.

А вот помещений для белых воротничков практически нет. Новое строительство офисных зданий сейчас не ведется, отсутствует и предложение кабинетов высоких классов на вторичном рынке. Есть старый советский фонд, который теперь причисляется к классу С, да и его нужно искать «с фонарями». Пожалуй, почти единственным современным предложением является офисный центр класса B+ River City (Ленинградское шоссе, 65) на берегу Химкинского водохранилища в промышленной части района. Бизнес-центр сдан в конце 2012 г.

Тем, кто сидению в офисе предпочитает прогулки на свежем воздухе, особый оптимизм внушали планы столичных властей по приспособлению территории вдоль Химкинского водохранилища под рекреационные цели. Судя по документам с mosopen.ru, в 2007 г. было принято и в 2010 г. скорректировано постановление о проекте планировки территории, прилегающей к водохранилищу вдоль Ленинградского шоссе, именно в таком ключе. В то же время в конце 2008 г. пресс-служба префектуры САО озвучила планы построить на месте Северного речного порта жилой комплекс площадью 500 000 кв. м. Перевалку речных грузов предполагалось перевести из Москвы в Дмитровский район Подмосковья. Проект получил одобрение префектуры и общественного совета. «Если все будет идти по плану, то новый микрорайон должен появиться через четыре года», – добавили тогда в пресс-службе. Сроки вышли, порт не перенесен, и ничего не построено. Есть также постановление от 2010 г. (перенос сроков постановления от 2006 г. о создании объекта комплекса садово-паркового искусства), которое касается проекта планировки куска территории, ограниченной Бутаковским заливом и Ленинградским шоссе на участке от Ленинградского моста до МКАД. Оно предусматривает новое строительство примерно 100 000 кв. м и обширное благоустройство. Но все эти документы были приняты при мэре Юрии Лужкове. Дойдут ли руки у действующих чиновников до реализации проекта общественной территории, пока выяснить не удалось.

Ленинградка в трансе

Основная проблема района – непростая транспортная ситуация. Дорожную сеть района – 94 100 кв. м – сложно назвать избыточной. Ленинградское шоссе продолжают реконструировать и улучшать вот уже несколько лет, есть шансы дождаться завершения процесса. Во всяком случае, строительства новых развязок на территории района не запланировано, а те, что строились, завершены. Сейчас на Ленинградке сооружают заездные карманы и оборудуют выделенные полосы для общественного транспорта (он в районе достаточно хорошо развит).

Единственная станция метро в районе – «Речной вокзал» – исторически была крупным пересадочным узлом с напряженным людским трафиком. Отсюда стартуют десятки автобусных маршрутов по спальным микрорайонам севера столицы, а также автобусы и маршрутки в Химки, Зеленоград, Солнечногорск и т. д. Поезда метро в часы пик берутся штурмом. В планах развития столичного метро до 2020 г. есть строительство еще двух станций – «Беломорской» (будет на территории района) и «Улица Дыбенко».

Жилье в ассортименте

Всего в районе 145 жилых домов, в основном 5- и 9-этажные дома (хрущевки, сталинки и т. д.), панельные и блочные башни старого фонда, есть современная панель. Начиная с 1970-х гг. в Левобережном строили много серийных домов (КОПЭ, П-44, П-44Т). К МКАД примыкает район новой типовой застройки, есть несколько современных домов в начале Фестивальной улицы. Есть здесь и современные комплексы, возведенные по монолитным технологиям. Например, ЖК «Янтарный», один из первых домов бизнес-класса на севере столицы, который возводился в начале 2000-х гг.

Предложение на вторичном рынке достаточно разнообразно. В «Метриум групп» общий объем предложения здесь оценивают примерно в 1100 квартир. В «Миэль – сеть офисов недвижимости» подсчитали, что это около 0,5% от всего предложения на вторичном рынке Москвы и 5–6% от всего предложения вторичного рынка в САО.

Средняя стоимость 1 кв. м – 175 000 руб. Как уточняют в отделе исследований «Миэля», 165 000 руб. за 1 кв. м жилья экономкласса и 195 000 руб. в бизнес-классе. 1-комнатную квартиру в среднем можно приобрести за 6,4 млн руб., 2-комнатную – за 7,9 млн, 3-комнатную – за 11,5 млн руб., по данным «Метриум групп». Структура предложения по количеству комнат: 1-комнатных квартир – 29%, 2-комнатных – 37%, 3-комнатных – 24%. В 10% случаев количество комнат варьируется от 4 до 6.

Самое бюджетное предложение на вторичном рынке – 1-комнатная квартира площадью 32 кв. м за 4,8 млн руб. в 9-этажном панельном доме на Смольной улице. Самая дорогая квартира – за 53 млн руб. – расположена в кирпичном доме с огороженной территорией на Ленинградском шоссе. В квартире площадью 201 кв. м есть сауна, зимний сад, просторная гостиная, кухня-столовая и три спальни. Бонус – машино-место с кладовой.

Что первично

Как рассказали в компании «НДВ-недвижимость», в настоящее время предложение на первичном рынке жилья в Левобережном отсутствует, однако может появиться, поскольку возобновилось масштабное строительство, приостановленное из-за проблем у застройщика. Инвестором по проекту был департамент инвестиционных программ строительства Москвы (ДИПС), который в 2007 г. реорганизовали.

Инвестконтракт на строительство был подписан в марте 2000 г. между правительством Москвы, ДИПСом и ООО «Проммедиа». Проектом предусматривались в 2001–2010 гг. снос 46 домов (249 000 кв. м), строительство 53 жилых домов (820 3000 кв. м), в том числе 24 домов (421 700 кв. м) – за счет средств инвесторов и 29 домов (398 600 кв. м) – за счет бюджета. Также запланировано строительство 22 объектов нежилого фонда, в том числе двух школ, трех детсадов, поликлиники, двух физкультурно-оздоровительных комплексов, почтамта, двух гаражей по 50 машино-мест каждый с объектами ГО и комбината бытового обслуживания с подземным гаражом на 220 машино-мест. Общая площадь застройки – 840 000 кв. м.

По контракту было снесено 27 домов, построено и введено в эксплуатацию 30 жилых домов (за счет инвесторов – 6, за счет средств бюджета – 24), почтамт и три детских сада. Остальные соцобъекты находятся в различной степени готовности.

«Реализация инвестиционного проекта комплексной застройки территории района была приостановлена в связи с невозможностью финансирования его ДИПСом и отсутствием оформленных земельно-правовых отношений», – говорится в сообщении пресс-службы Москомстройинвеста на сайте ведомства.