Личный коуч: Эссе «Моя работа»


Сегодня я хочу поговорить об очень простом, но эффективном и показательном способе оценки - эссе на тему «Моя работа». Созданное за короткие 15 минут эссе позволяет оценить важные рабочие характеристики автора: его отношение к своей деятельности, аналитические способности, вовлеченность, внутренние лидерские и управленческие установки, умение выражать и формулировать свои мысли. Все эти навыки важны и полезны на любой должности, поэтому оценка с использованием эссе является универсальной. А письменная речь, безусловно, должна быть внятной и красивой на любой руководящей позиции.

В психологии существует понятие «проективных» методик - т. е. тестов и задач, в основе действия которых лежит механизм проекции. Зигмунд Фрейд, открывший этот неосознаваемый психический механизм, определяет проекцию как отображение в разных плоскостях своих истинных чувств, переживаний, отношений. Свободно написанный текст с размытым и нейтральным названием «Моя работа» - без указаний, как и про что точно надо писать, - и является той самой проекцией истинного «я» автора со всеми его особенностями, преимуществами и недостатками.

Предложить написать эссе «Моя работа» полезно - в дополнении к другим методам оценки кандидату на ту или иную позицию, работающему сотруднику при переводе на более высокую должность либо в период аттестации - как повод к интересному разговору о мотивации, отношении к своей деятельности, успехах и неудачах. Руководитель также может использовать этот простой инструмент в любой момент для лучшего понимания своих подчиненных.

Итак, начнем интерпретацию написанного эссе. Прежде всего важно уловить целостное впечатление. Прочитайте внимательно эссе и попробуйте почувствовать, в каком настроении находится автор по отношению к своей работе (увлеченном, радостном, удрученном)? Присущи ли ему живые эмоции или чисто рациональный, сухой подход? Хочется ли оказаться на месте этого сотрудника, зажигает, вдохновляет ли его текст? Какая личность проглядывает сквозь текст - это зрелый руководитель, умный стратег, гордый и увлеченный профессионал, командный игрок или скучный исполнитель? Несмотря на то что это интуитивный и очень тонкий процесс восприятия, все ваши ощущения возникают не случайно, и их не надо игнорировать. Они многое расскажут об авторе.

Если человек написал текст о своей работе за данные ему 15 минут общими фразами, без конкретики, очень кратко - т. е. не стал вникать в суть задания, - то мы можем сделать заключение о его поверхностности, нежелании «запрягаться», тенденции декларировать, а не работать всерьез либо о склонности к обесцениванию порученных задач.

Если же, наоборот, текст перегружен подробностями, множеством деталей, примеров, фактов, то мы можем судить об обстоятельности автора, перфекционизме, тенденции «зарываться в детали» либо о преимущественно конкретном мышлении, слабой способности к обобщениям.

Слабоструктурированный текст свидетельствует о неумении человека выделить суть, определить приоритеты, отделить главное от второстепенного.

Если в тексте есть яркие прилагательные, выражен позитивный эмоциональный фон, то можно сделать заключение об эмоциональности автора, его вовлеченности и любви к работе, романтичности натуры.

В том же случае, если текст рациональный, полон цифрами, фактами, данными, то автор - человек, склонный к аналитике, с преобладанием рационального мышления. Для финансовой и аналитической деятельности такой человек подходит.

В каких терминах написано эссе - процесса («делаю», «стараюсь», «хожу») или результата («достиг», «понял», «научился»)? Именно глаголы подскажут, кто перед нами - человек, удовлетворенный самим процессом либо нацеленный на реальный результат.

Какие временные характеристики упомянуты в эссе - автор пленен прошлым, рассуждает о настоящем или устремлен в будущее? Рассказ о работе не должен превращаться в рассказ о грядущих планах - иначе скорее всего планами все и закончится.

Когда в тексте мелькают постоянные «надо», «должен», «обязан», то автором скорее движет чувство долга, обязательств перед окружающими и самим собой, нежели живой интерес к своей работе.

Посмотрите, какую жизненную позицию занимает автор. Рассказывает ли он про успехи? Насколько адекватна эта гордость - упоминаемые успехи действительно внушительны? Это мелкие достижения или реальные прорывы? Упоминаются ли ошибки, провалы? Неудачники и пессимисты используют написание эссе, чтобы в очередной раз пожаловаться - на злую судьбу, завышенные показатели плана, слабых коллег или неумелых подчиненных. Он защищается или подспудно обвиняет окружающих? Болеет ли вообще за дело?

В какой роли выступает автор - говорит о стратегии или чисто операционной деятельности? Если он по своей должности руководитель, то упоминает ли он про команду? Как пишет про людей - с уважением и симпатией или обезличенно, как про полезный для него ресурс? Использует индивидуалистическое «я» или командное «мы»?

Упоминает ли коллег?

Итак, простая диагностика позволит много интересного узнать о потенциальных кандидатах, коллегах и подчиненных. И теперь, в завершение темы, я задам вам важный вопрос: что вы сами написали бы о своей работе?