«Ростех» собирает самолеты

Госкорпорация «Ростех» возобновила переговоры с канадской Bombardier о сборке в России региональных самолетов Q400. Соглашение об этом может быть подписано на авиасалоне МАКС-2013
Стартовым заказчиком Q400 в случае сборки этого самолета в России может стать «Аэрофлот»/ Mark Blinch/ REUTERS

Та же Bombardier локализовала часть своего производства Q400 в Китае, но финишную сборку передавать туда пока не решается. Возможно, Россия была выбрана именно в этом качестве. Наша страна серьезнее относится к интеллектуальным правам, намекает она. Кроме того, в России есть рынок для этих самолетов. В бизнес-плане создаваемой «Аэрофлотом» «дочки» на Дальнем Востоке (из «Владивосток авиа» и «Сахалинских авиатрасс») прописаны технические характеристики именно такой машины. Единственную альтернативу производит французская ATR, напоминает Гусаров.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Госкорпорация «Ростех» на МАКС-2013 в конце августа может подписать соглашение о намерениях с Bombardier (третий в мире авиапроизводитель и мировой лидер по выпуску региональных самолетов) по сборке Bombardier Q400 в России. В случае успеха переговоров сборка самолетов будет налажена в Ульяновске, рассматривается возможность участия в кооперации и самарского «Авиакора» (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски). Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к разным сторонам переговоров.

Представители «Ростеха», «Русских машин» и Bombardier от комментариев отказались.

О том, что «Ростех» предлагает Bombardier собирать ее самолеты в России, гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов заявил еще в феврале. «Ростех» предлагал создать СП на паритетных началах. Госкорпорация готова была инвестировать в проект около $100 млн, предлагаемая площадка для производства - в свободной экономической зоне в Ульяновске, говорил Чемезов. Но летом стало известно, что переговоры зашли в тупик. «Для сборки самолета нужен рынок», - объяснял это источник, близкий к Bombardier.

Впрочем, не факт, что и сейчас стороны договорятся о сборке канадских самолетов в России. «Пока ни о чем конкретном не договорились, и не факт, что соглашение будет подписано именно на МАКСе», - сказал один из собеседников «Ведомостей». О том, когда самолеты могут начать производиться в России, собеседники не рассказали. Пока речь будет идти скорее всего об отверточной сборке, возможна и сборка крыла, говорит лишь один из собеседников «Ведомостей».

Q400 - лучшая машина в классе региональных самолетов, один из самых эффективных в своем классе. Вместимость его - до 78 кресел, дальность полета - до 2500 км, каталожная цена усовершенствованной версии - около $30 млн. «Это дороговато для российских перевозчиков», - рассуждает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Но, по его словам, за счет госсубсидий, поддержки, налоговых льгот, которые обещает свободная портовая экономическая зона в Ульяновске, и местной сборки самолет можно удешевить. Потребность российских компаний в этих самолетах до 2020 г. - 120-141 машина, следует из презентации Минпромторга. Но с учетом выбытия старых Ту-134 из парка авиакомпаний потребность может вырасти и до 200 самолетов, отмечается в документе.

Планы по строительству новых региональных самолетов российские компании стали озвучивать вслед за заявлением Владимира Путина, который настаивал на производстве региональных самолетов в России. Но такие самолеты в России не производятся, технологии почти утрачены. Потому и стали как грибы после дождя возникать проекты сборки иностранной техники, напоминает Гусаров (см. врез). Для России это тоже неплохо. Ведь таким образом страна получит компетенции.

Источник в «Аэрофлоте» говорит, что если Bombardier Q400 будет производиться в России, то компания рассмотрит вопрос о покупке самолетов. Ведь в этом случае они будут освобождены от уплаты 20%-ной таможенной пошлины. Это очень эффективный самолет, отмечает собеседник «Ведомостей». Хоть лайнер и «турбовинтовой, перевозить пассажиров на нем даже выгоднее, чем на Airbus 320», утверждает источник в «Аэрофлоте».