От редакции: Избирательные выборы

М.Стулов/ Ведомости

Результаты воскресных региональных и муниципальных выборов еще подсчитываются, их итоги еще долго будут оцениваться аналитиками. Речь пока только о качестве и легитимности процедуры. Сообщения о ходе избирательных кампаний в столичном регионе и из глубинки, количестве нарушений и их специфике (см. статью на стр. 01) не позволяют говорить об общем векторе развития политической конкуренции в России. При этом обещание большей конкуренции не смогло завлечь избирателей на выборы. В большинстве регионов уровень явки избирателей не превысил 35%, что в 1,7 раза ниже, чем на парламентских выборах 2011 г., и в 1,9 раза ниже, чем на президентских выборах 2012 г.

Эксперты Комитета гражданских инициатив утверждают: относительно свободный допуск новых, в том числе внесистемных, игроков на политический рынок в ряде регионов сочетается с их выталкиванием в других. Сейчас можно говорить, что вчера в России происходили разные явления. Где-то, как в Москве, Екатеринбурге и, например, Бурятии, проходили почти настоящие выборы, где конкурировали новые кандидаты со своими программами и идеями. В других прошел единый день голосования с заранее обозначенными рамками допустимых результатов. Показательно, пишут эксперты Комитета гражданских инициатив, что более половины всех отказов в регистрации кандидатов приходится на четыре региона.

Выборы в регионах продемонстрировали, что в стране нет единого правового поля, гарантирующего гражданам политическое представительство на разных уровнях и ветвях власти. В большинстве регионов бюрократия пыталась подстраховаться, обеспечивая доминирование одного из кандидатов в телеэфире и задабривая (если не сказать - подкупая) традиционных избирателей. Однако на фоне продолжающегося использования в некоторых провинциях манипулятивных технологий более или менее честные кампании выглядят торжеством демократии. Власти продвинутых регионов сетуют на чрезмерные аппетиты соперников. Соперники требуют настоящего равенства и равноправия.

В стране борются несколько политико-бюрократических течений, каждое из которых имеет собственное представление о конкуренции и ее допустимых границах. В отсутствие общих правил они устанавливаются в ручном режиме в ходе торга местных правящих элит или кланов с Кремлем. Избирательное введение конкуренции все меньше устраивает всех участников политического рынка.