Суть дела: Тотальная унификация

Минэкономразвития России считает, что МФЦ без полноценной системы автоматизации - это не МФЦ, потому что никогда не сможет реализовать целевую модель и функционировать с заданными параметрами качества, вести прием в режиме одного окна универсального оператора. В постановлении № 1376 прямо указано, что в МФЦ обеспечивается функционирование автоматизированной информационной системы (АИС) и прописан ее функционал.

Если 3-4 года назад МФЦ зачастую ограничивались моделью одной двери и вся автоматизация заканчивалась на внедрении электронной очереди и системы электронного документооборота (это в лучшем случае), то теперь к информационным системам предъявляются принципиально иные требования. В том числе она должна быть интегрирована с порталами ЕСИА, СМЭВ, УЭК (универсальная электронная карта), ЕПГУ, ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах), ЦТО (центр телефонного обслуживания), МКГУ (система мониторинга качества оказания государственных услуг). Она должна позволять вести статистическую аналитическую отчетность, мониторинги, информационный обмен внутрифилиальной сети МФЦ региона; обеспечивать доступ к сервисам федеральных органов власти.

В соответствии с данными в отчетной системе, которую регионы заполняют сами (я это подчеркиваю), 382 МФЦ из действующих 658 имеют информационную систему. При этом только 73 МФЦ заявили о том, что у них реализован весь функционал, который записан в постановлении № 1376. Это говорит в том числе и о том, что в качестве АИС МФЦ используют самые разные продукты, зачастую за автоматизацию выдается электронный документооборот или простая электронная очередь. Столкнувшись с этим, мы поняли, что необходимо формировать некоторые централизованные стандарты. Здесь мы идем по двум направлениям. Первое - развиваем типовое решение АИС МФЦ, которое отвечает всем стандартам и передается регионам безвозмездно, и второе - создаем стандарты информатизации МФЦ.

По заказу Минэкономразвития разработана типовая система, куда мы постарались собрать всю лучшую практику. Первая версия ее появилась в 2008 г., она ежегодно дорабатывается, серьезные изменения запланированы и на 2013 г. Система кросс-платформенная, полностью написана на свободном программном обеспечении; система облачная и может быть развернута как в целом на регион, так и на отдельные кусты вплоть до отдельного МФЦ. По сути, это конструктор, в который заложена правильная бизнес-логика одного окна.

При этом у нас нет задачи сделать единые решения для всей страны. На рынке есть определенное количество качественных решений, специализированных программных разработок, которые также удовлетворяют постановлению 1376. Возможно, развитие ситуации приведет нас к необходимости создания системы сертификации таких решений.

Если по типовой системе у нас уже накоплен большой опыт, то создание стандартов в этой сфере - направление сравнительно молодое, мы занялись им только в 2013 г. В частности, в этом году будут сформированы методические рекомендации по созданию информационно-технологической инфраструктуры МФЦ, потому что мы уже видим примеры, когда в МФЦ закупается очень дорогая компьютерная оргтехника, но при этом отсутствует не только система автоматизации, а иногда даже грамотно сконструированная локальная вычислительная сеть.

Я назвал перечень систем федерального уровня, с которыми у МФЦ должен быть налажен информационный обмен. Однако сегодня есть примеры, когда не только отсутствуют интеграции с этими федеральными системами, но даже в пределах одного субъекта действует несколько систем автоматизации, не связанных даже между собою. Поэтому в текущем году будут разработаны методические рекомендации по организации межуровневого взаимодействия МФЦ.

И наконец, планируется разработка дополнительного большого пакета открытых стандартов, в том числе для обеспечения автоматической выгрузки отчетности в систему мониторинга (что сейчас регионы делают вручную), для интеграции системы мониторинга качества госуслуг, стандартов описания услуг, для размещения в едином депозитарии и скачивания оттуда. Унифицированная база знаний, унифицированная база жизненных ситуаций и многое другое.