Сезанн, один из пяти


Выставка одной картины - особый жанр музейной жизни. Это должен быть шедевр, привезенный лучше всего издалека и в то же время не требующий контекста, иначе публике придется туго.

«Игроки в карты» Поля Сезанна из собрания лондонской галереи Курто - идеальный выбор для цикла «Шедевры мира в Эрмитаже». Своих Сезаннов в России много - целых 32 (спасибо Щукину и Морозову), но лишнего у авторов такого уровня не бывает. Знатоки готовы строить вокруг отшельника из Экс-ан-Прованса всю новейшую историю искусства, тут каждый мазок на счету.

Точная датировка «Игроков в карты» неизвестна, что типично для сезанновских серий. Музеи Нью-Йорка и Филадельфии владеют большими по размеру версиями карточного сюжета, другие варианты хранятся в Париже и Дохе (катарский музей купил полотно за $250 млн - этот рекорд на арт-рынке продержится еще долго). Моделями для Сезанна служили работники его поместья в Жа-де-Буффане, которых он много рисовал в 1890-е. Один из них изображен не только на «Игроках», он был моделью и в «Курильщике» (1890-1892), хранящемся в Петербурге. В 2010-м эрмитажную картину привезли в Курто для выставки, посвященной карточному циклу, но сейчас лондонцы предоставили Сезанна в обмен на эрмитажную «Любительницу абсента» - ее попросили для выставки «Становясь Пикассо. 1901».

Подобным выставкам одного шедевра, при всей их специфике с точки зрения больших, собранных из десятка музеев экспозиций, принадлежит, видимо, наше ближайшее будущее. В Европе очевидно сокращение выставочной жизни. Экономический кризис неизбежно скажется и на энтузиазме российских спонсоров и меценатов. Тем не менее обмен картинами между музеями продолжится, и главный здесь вид расплаты - бартер.

Выставка «Игроков» - очередной пример торжества интернета. Эрмитаж выпустил небольшой каталог, подготовленный Альбертом Костеневичем, но всю необходимую информацию о картине выложил на своем сайте. Ее стоит прочесть не только тем, кто собирается в музей, но и тем, кто до него не доедет. Виртуальное искусство - как растворимый кофе. Вкуса не заменит, но напомнить о нем может.

Выставка открыта до 17 ноября