«Яндекс» точка вход

«Яндекс.Маркет» меняет бизнес-модель. Скоро на площадке можно будет не только найти нужный товар, но и заказать его, не переходя на сайт магазина. В перспективе компания запустит безналичную оплату, а возможно, и доставку
М.Стулов/ Ведомости

«Яндекс.Маркет» вчера сообщил, что с ноября 2013 г. запускает новую схему работы с интернет-магазинами. Сейчас пользователи находят необходимый товар на «Яндекс.Маркете», а потом переходят на сайт магазина - и зачастую передумывают покупать из-за неудобного интерфейса, рассказал руководитель «Яндекс.Маркета» Алексей Авдей. Новая модель позволяет сразу положить товар в корзину, узнать стоимость, срок доставки и сделать заказ. Авдей считает, что это упростит процесс и поможет магазинам увеличить число заказов.

Оборот российской интернет-торговли, по оценке Morgan Stanley, составил в 2012 г. $12 млрд. Более половины покупателей (56%) начинают поиск товара в «Яндексе» и «Яндекс.Маркете». Около 4% переходов с «Яндекс.Маркета» на сайты интернет-магазинов заканчивались реальной покупкой.

Сейчас «Яндекс.Маркет» предлагает продавцам платить ему за переход на их сайт (Cost Per Click, CPC). С ноября, по новой схеме, он рассчитывает брать с них фиксированную комиссию за покупку (Cost Per Action, CPA) - 1% от стоимости. Пока обе модели будут сосуществовать - выбор останется за магазинами.

Новая модель может оказаться выгоднее для ритейлеров, считает гендиректор Wikimart Максим Фалдин: «В интернет-маркетинге действует правило - чем сложнее посчитать экономику, тем менее выгодна она рекламодателю. Модель CPM (показы) самая неудобная, модель CPC (клики - то, что есть сейчас) - следующая, а модель CPA (та, что вводится) - самая выгодная для магазинов». Сама Wikimart берет комиссию с магазинов-партнеров по системе CPA в зависимости от категории товара: комиссия минимальна для наиболее популярных и низкомаржинальных товаров (например, для мобильных телефонов - чуть более 2%).

Существующая система CPC для «Яндекс.Маркета» выгоднее, чем CPA, признает Авдей. «Ты отдаешь магазину клик, и что там происходит дальше - не важно. Но построить качественный сервис можно тогда, когда все делается на одном сайте: выбор, заказ и т. д., - рассуждает он. - Компания ориентировалась на то, как аналогичные площадки развиваются за рубежом, в том числе крупные CPA-площадки: Ebay.com, Amazon. Наша цель - чтобы «Яндекс.Маркет» был «точкой входа». В мире такая точка входа - Amazon: вместо того чтобы искать что-то в поисковой системе, пользователи идут на Amazon. Но если Amazon развивался изначально как магазин и затем добавлял другие магазины, то мы идем с другой стороны: мы всегда были площадкой для других магазинов, а сейчас становимся местом покупки».

Для интернет-ритейлеров новая модель работы «Яндекс.Маркета» выгоднее. «При работе с моделью CPC для каждого товара приходится рассчитывать конверсию и, отталкиваясь от маржи, назначать ту или иную ставку за клик. При CPA намного проще рассчитать бюджет - магазин знает стоимость привлечения заказа и может заранее включить ее в цену товара», - рассуждает представитель интернет-ритейлера Ozon.ru Мария Назамутдинова.

Сейчас самый распространенный способ оплаты интернет-покупок - наличными курьеру (см. рисунок). В перспективе «Яндекс.Маркет» запустит и безналичную оплату. «Мы думаем, что с «Яндекс.Деньгами».

Чтобы сделать это, нам нужно сначала подключить магазины, проработать этот этап. После этого будем предоставлять возможность подключиться к приему «Яндекс.Денег», - говорит Авдей. «Яндекс.Маркет» также ведет переговоры с различными грузоперевозчиками о возможной доставке.

Некоторым ритейлерам комиссия, предложенная «Яндекс.Маркетом», кажется завышенной. «1% от стоимости заказа - это очень много, особенно в таком сегменте, как бытовая техника и электроника, где маржа не очень высока», - считает представитель «М.видео» Антон Пантелеев. Он вообще считает, что новый сервис «Яндекс.Маркета» больше ориентирован на малоизвестные магазины, в остальных случаях клиент предпочтет сайт ритейлера.

В перспективе «Яндекс.Маркет» хочет ввести аукционную систему, «чтобы магазины платили столько, сколько они готовы заплатить, - рассказывает Авдей. - Если кто-то готов платить больше, то он платит больше - два, три, четыре, пять процентов - и соответственно поднимается выше в выдаче результатов и получает больше трафик».

«Ютинет» работает по модели СРА уже около полутора лет, говорит гендиректор компании Михаил Уколов: «Переход от CPC к СРА является рыночным трендом».