Сплошная иллюзия

Многостраничная многоцветная книга, выходящая под именем Эко, продолжает серию однотипных, великолепных по своему полиграфическому исполнению (русские издания также печатаются в Италии) авторских энциклопедий: «История красоты» (2005), «История уродства» (2007) и «Vertigo. Круговорот образов, понятий, предметов» (2009). Но если два первых тома в большей степени выросли из ученых занятий Эко-медиевиста, а третий, в котором классифицируются (довольно произвольно) списки, перечни и каталоги с древности до наших дней, представляет собой популярное преломление интересов Эко-семиотика, то этот, четвертый, вышедший уже после того, как автор-составитель разменял девятый десяток и выпустил шестой роман - «Пражское кладбище» (возможно, свою лебединую песнь), - широко открывает дверь в лабораторию Эко-романиста.

Четырнадцать глав, щедро иллюстрированных картинами, гравюрами и миниатюрами и снабженных обширными выдержками из упоминаемых источников (включая весьма редкие, никогда на русский язык не переводившиеся, от средневековых хроник до писаний немецких оккультистов XX в.), посвящены различным мифическим островам, материкам, географическим точкам, которые люди тщетно искали на протяжении столетий и тысячелетий. Начиная от Атлантиды, земного рая - Эдема, Гипербореи и гомеровских странствий Одиссея (которые все никак не удается привязать к реальному Средиземноморью) и заканчивая параноидальными измышлениями о полой и обитаемой изнутри Земле, и как апофеоз - Ренн-ле-Шато: уникальный пример того, как буквально на наших глазах вполне материальная церквушка на юге Франции, мало чем примечательная, кроме пышной реконструкции конца XIX в., превратилась с легкой руки нескольких авантюристов и одного не слишком разборчивого писателя (Дэна Брауна) в место культа для охотников за Святым Граалем и тому подобным.

Штука, однако, в том, что практически все эти топосы и локусы были использованы Эко-романистом, о чем он как бы забывает напомнить. Каменную реку Самбатион «форсирует» на пути к Пресвитеру Иоанну пройдоха Баудолино; Соломоновы острова и варварский способ определения долготы находящегося в открытом море судна при помощи симпатического порошка подробно описаны в «Острове накануне»; комикс о таинственной подземной царице Лоане дал название одноименному роману; и наконец, в «Пражском кладбище» Эко подробнейшим образом препарирует механизм возникновения (точнее говоря, бесконечного перелицовывания) фальшивок, который привел к появлению мифа о «приорате Сиона».

В последней же главе маститый романист поет настоящий гимн вымышленным литературным мирам: «Если мы и можем быть в чем-то совершенно уверены в этом нашем мире, полном заблуждений и легенд, исторических фактов и фальсификаций, так это в том, что Супермена зовут Кларк Кент. Все остальное может быть поставлено под вопрос».

Умберто Эко. История иллюзий. Легендарные места, земли и страны. М.: Слово, 2013. - 480 стр. с илл., 4000 экз.