Гонка за покупателем

Российские интернет-магазины стали привлекать меньше новых покупателей. Они почти сравнялись по этому показателю с иностранцами, которые держат темп благодаря более низким ценам
Fotolia/ PhotoXPress

«Яндекс.Маркет» и GfK провели исследование российской аудитории онлайн-магазинов и выяснили, что за последние 12 месяцев свою первую покупку в российском магазине сделали 26% респондентов, а в иностранном - 22%. Два-три года назад у российских ритейлеров показатель был гораздо лучше - 41%, а у иностранцев - почти такой же: 21%.

«Яндекс.Маркет» ничего неожиданного здесь не видит. «Электронная коммерция в России существует уже более 10 лет, и период бурного роста закончился», - говорит руководитель сервиса Алексей Авдей. «Естественно, сегодня онлайн-торговля не растет такими высокими темпами, как в первые годы своего существования», - согласна директор департамента телекоммуникационных услуг «Евросети» Мария Шалина.

Правда, по абсолютным показателям российские магазины в России опережают иностранные: за 2012 г., посчитала Data Insight, только около 2 млн россиян сделали в онлайне покупки за рубежом, в то время как всего в России 22 млн интернет-покупателей.

Но россияне свою долю новичков упустили, а иностранцы удержали: как это получилось?

Из исследования видно, что для русского покупателя главная трудность - языковой барьер (почти 40% участников исследования именно по этой причине не покупают ничего в зарубежных магазинах). А за последний год крупнейшие зарубежные торговцы провели работу в этом направлении: онлайн-площадка Ebay.com и специализирующиеся на одежде, обуви и аксессуарах Asos.com и Shopbop.com запустили русские сайты.

У иностранцев есть и еще одно преимущество - цена. Зарубежные магазины предлагают товары на более выгодных условиях, считает заместитель гендиректора онлайн-ритейлера «Ютинет» Михаил Уколов. Научившись делать сетевые покупки в российских интернет-магазинах и поняв, «что это не обман», россияне потянулись к зарубежным ритейлерам, у которых ниже цены; «их уже не пугает более длительный период доставки, а также предоплата», рассуждает гендиректор «Сотмаркета» Всеволод Страх.