Плохие новости: Печальный праздник


Российской Конституции исполнилось 20 лет, и за недолгую свою жизнь она успела порядком измениться. Перемены довольно существенны - они затрагивают, например, сроки полномочий президента и парламента. В ближайшем будущем текст Основного закона изменится снова, потому что иначе не выйдет объединить Верховный и Высший арбитражный суды. Потом придумают еще что-нибудь: в юбилейном послании Владимир Путин заявил, что «жизнь не стоит на месте и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный». Будут еще точечные поправки, обещал без всякой иронии человек, который по должности служит гарантом Конституции.

Даже там, где буква Основного закона не поменялась, дух его исказился до невозможности. Губернаторов перестали выбирать, а теперь снова начали - даже не попытавшись сделать вид, что это вопрос конституционной важности. Свободу собраний де-факто отменили - слова «31-я статья» приобрели собственную протестную жизнь. Люди, обвиняемые в беспорядках на Болотной площади, в совокупности провели за решеткой больше 25 лет и продолжают сидеть. Двадцать девятая статья («цензура невозможна») и преамбула Основного закона тоже трактуются судами и правоохранительными органами не слишком строго.

Беда даже не в том, что Конституция меняется в худшую сторону или раз за разом трактуется вопреки логике и здравому смыслу. Это поправимо, и необходимые поправки будут внесены, скорее всего, в тот самый момент, когда Владимир Путин уйдет от власти. В том беда, что на все эти перемены уходит драгоценное время. В то время как весь смысл Конституции в том, чтобы к ней успели привыкнуть.

Российскому гражданину привыкнуть сложно. Сначала президент и парламент делали вид, что переписывают Конституцию ради стоящих политических реформ, решая на деле мелочные тактические задачи. Потом как-то вышло, что никакого барьера, даже психологического, на редактирование Основного закона не существует. И как раз под юбилей депутаты предложили множество новых поправок, которые пока выглядят смешно и жалко, но в следующем году вполне могут стать реальностью. Политическая система, которая решила не оставлять по себе наследников, едва ли будет уважать хоть какие-нибудь писаные законы.

Конституция - это помимо прочего свод политических процедур. Если конституция принята 200 лет назад и до сих пор сохраняет актуальность - как в США, - это значит, что процедуры сильнее людей. Если конституция «прямого действия» вызывает смех даже у сотрудника патрульно-постовой службы, значит, человеческие прихоти сильнее. И это гарантирует, что конституцию перепишут и проинтерпретируют еще много раз.

Помимо хороших законов нормальному государству нужны еще и законы сколько-нибудь постоянные, желательно такие, которые принимаются всеми сторонами. Нынешняя Конституция уже давно не обеспечивает никакого постоянства, меняется с удивительной легкостью и без всяких сомнений поменяется снова - совсем скоро. Поэтому бессмысленно отмечать ее юбилей: она уже мертва. Когда появится новая, надо будет ждать еще 20 лет - несколько политических циклов, - чтобы наконец вздохнуть с облегчением. А пока праздновать нечего.