«АвтоВАЗ» сокращает штат

Новый президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон начал с масштабных сокращений на заводе. Численность крупнейшего автоконцерна будет сокращена на 11,2%
Сокращение численности сотрудников «АвтоВАЗа» станет первым шагом в борьбе с падением продаж/ С. Портер/ Ведомости

Бывший гендиректор группы ГАЗ Бу Андерссон, назначенный президентом «АвтоВАЗа» еще в ноябре 2013 г., приступил к своим обязанностям 14 января. И уже первые шаги нового руководителя оказались решительными. Вчера компания объявила, что до конца 2014 г. численность концерна сократится на 7500 сотрудников. Соответствующий приказ уже подписан, сообщил представитель «АвтоВАЗа». Сколько в результате будет уволено людей, он говорить отказывается. По данным независимого профсоюза «Единство», из 7500 мест 5000 - рабочие (председателя профсоюза Петра Золотарева цитирует «РИА Новости»). Представитель «АвтоВАЗа» лишь отмечает, что будет сокращено 2500 позиций руководителей, специалистов и служащих, а численность рабочего персонала будет снижена за счет тех, кто выходит на пенсию, закрытых вакансий и «перераспределения численности между производствами и подразделениями». Сейчас на «АвтоВАЗе» работает 66 500 человек, сообщил представитель завода.

Профсоюз «АвтоВАЗа» будет контролировать процесс снижения численности, сотрудники знали о сокращениях, передал «Интерфакс» слова председателя официального профсоюза Сергея Зайцева. Золотарев заявил, что независимый профсоюз не информировали о сокращениях, пишет «РИА Новости».

«Мы как акционеры приветствуем все меры, направленные на повышение эффективности предприятия», - сказал «Ведомостям» представитель альянса Renault-Nissan (вместе с «Ростехом» владеют 74,5% автоконцерна). Получить комментарии представителя «Ростеха» не удалось. Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий промышленность, заявил, что пока не видел сообщения «АвтоВАЗа» о планируемых сокращениях персонала и не будет его комментировать (его слова передал «Прайм»).

Снижение численности сотрудников нужно, чтобы улучшить финансово-экономическое положение завода, усовершенствовать организационную и производственную структуру и оптимизировать затраты во время падения продаж, перечисляет представитель. Весь комплекс неотложных мер включает более 120 мероприятий: кроме оптимизации персонала, снижение закупочных цен, сокращение общих затрат и др., приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова Андерссона.

В январе - сентябре 2013 г. расходы «АвтоВАЗа» на оплату труда составили 13 млрд руб. (10,78% от себестоимости) и столько же - годом ранее (10,9% от себестоимости), следует из квартальных отчетов компании. В январе - ноябре 2013 г. отгрузка «АвтоВАЗа» упала на 20,6% до 412 676 шт. (при производстве 431 508 шт.), по данным «АСМ-холдинга». По оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2013 г. российский рынок легковых автомобилей и LCV сократился на 5% до 2,78 млн шт., продажи Lada - на 15% до 456 309 шт. По прогнозам АЕБ и других экспертов, сокращение рынка продолжится и в 2014 г. По оценке аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО в 2013 г. составит 6,9 млрд руб., по итогам 2014 г. - 2,2 млрд руб.

«АвтоВАЗ» уже проводил масштабные сокращения (примерно на 30 000 человек) - в кризисный 2009 год, напоминает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «На начало 2009 г. на «АвтоВАЗе» работало около 105 000 человек. Такая численность была неоптимальной и для докризисного периода. Пришлось делать выводы - неприятные, социально сложные», - вспоминал осенью 2013 г. в интервью «Ведомостям» экс-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Оптимизацию штата «АвтоВАЗ» проводил и после 2009 г., но она была менее заметна, отмечает Рожков.

Если «АвтоВАЗ» хочет повторить успех, который под руководством Карлоса Гона продемонстрировали Renault и Nissan, то на одного сотрудника должно приходиться 20 выпущенных автомобилей, продолжает Рожков. По итогам 2013 г. у «АвтоВАЗа» на одного сотрудника приходилось девять машин, отмечает он. По оценке Рожкова, повысить показатель поможет не только сокращение штата, но и контрактная сборка. По его подсчетам, в 2014 г. выпуск автомобилей на «АвтоВАЗе» за счет заказов Renault и Nissan может возрасти минимум на 15%. В прошлом году «АвтоВАЗ» по контрактной схеме выпускал только одну модель - Nissan Almera (около 20 000 шт.), в 2014 г. к ней прибавятся сразу несколько моделей Renault и Datsun (суббренд Nissan).

Вчера привилегированные акции «АвтоВАЗа» к 19.26 мск подорожали на 2,2%, обыкновенные акции - на 0,87%. Капитализация компании составила 23 млрд руб. Индекс ММВБ снизился на 0,05%.