Покупатели экономят

Ритейлеры готовятся к снижению потребительского спроса из-за неопределенности, а девелоперы рассчитывают на рост продаж
В 2014 г. покупатели будут чаще выбирать дешевые товары, ожидают ритейлеры/ Е. Кузьмина/ Ведомости

В элитных коттеджных поселках на помойке валяются пакеты из «Пятерочки» и «Семьи», люди купили дорогое жилье, а теперь экономят на продуктах, делится наблюдением один из собеседников «Ведомостей». Но девелоперы не ждут снижения спроса на жилье. Президент группы Etalon Вячеслав Заренков в 2014 г. рассчитывает на рост продаж в рублях не ниже 30%. В 2014 г., если не произойдет экономических потрясений, уровень спроса будет сопоставим с 2013 г., когда в Петербурге и пригородах было продано не менее 3,7 млн кв. м жилья, говорит руководитель КЦ «ПН» Ольга Трошева. В среднесрочной перспективе спрос будет только расти, поскольку обеспеченность населения качественным жильем остается на низком уровне, рассуждает представитель ЛСР . Одним из драйверов роста первичного рынка жилья он называет ипотеку.

Деньги в банк. 13%

составил рост частных вкладов в Петербурге за 11 месяцев 2013 г., по данным ЦБ. В этом году портфель срочных вкладов в филиале «Петровский» банка «Открытие» увеличился на 12%, отток наблюдался только по валютным вкладам, сообщила управляющий филиалом Лариса Магеро. Объем вкладов в 2014 г. сохранится на уровне 10-12%, предполагает Магеро.

Ситуация с потребительской активностью во второй половине 2013 г. не дает радужных надежд на рост в 2014 г., в лучшем случае в этом году будет стагнация, в худшем - спад продаж на 5-10%, цитирует пресс-служба руководителя отдела маркетинга и аналитики сети «Телемакс» Владимира Дорофеева. Год обещает быть довольно трудным для ритейлеров: предкризисные ожидания у потребителей, повышение цен на продукты и топливо, колебания курса доллара могут вызвать снижение покупательской активности, говорит пресс-секретарь ОАО «Мэлон фэшн груп» Анна Беззубова.

Роста розничной торговли в 2014 г. может и не быть, опасается Олег Рыбаков, исполнительный директор ТД «Интерторг». В 2013 г. в Петербурге продажи новых легковых машин снизились на 4% до 204 217 автомобилей, в этом году будет продано чуть более 200 000 автомобилей, говорит гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. Посещаемость в ресторанах снижается, уменьшается количество корпоративных заказов, рассказывает гендиректор группы «Свои в городе» («Строганов стейк хаус», «Фиш хаус», «Русская рюмочная» и др.) Леонид Гарбар. Продажи в сети пиццерий Ollis увеличились за 2013 г. на 10% по сравнению с прошлым годом, говорит коммерческий директор сети Михаил Теммо. Отрасль общепита была перегрета, начиная с зарплат и заканчивая закупочными ценами, считает Гарбар. Он прогнозирует дальнейшее падение спроса.

На снижение продаж влияет закредитованность населения, но, с другой стороны, банки ужесточили условия выдачи кредитов, говорит гендиректор сети «Техношок» Виктор Гордейчук. Любая нестабильность в экономике вызывает изменение в потреблении, в первую очередь начинают падать продажи товаров длительного спроса, напоминает Дорофеев. Кризис 2008 г. показал устойчивость товаров первой необходимости к изменению доходов населения и цен, эти секторы будут лучше себя чувствовать, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. А вот секторы электроники, бытовой техники, мебели, по ее словам, будут более чувствительны к изменениям потребительского поведения, снизится доля высокомаржинальных товаров.

Падение рубля должно спровоцировать спрос в сегменте бытовой техники и электроники: продажи в январе 2014 г. были выше, чем в прошлом, замечает Гордейчук. Точки роста ритейлеры могут найти в интернет-магазинах, но маржа в сети ниже, говорит он. В 2014 г. «Техношок» планирует увеличить рекламный бюджет на фоне стагнации экономики, говорит гендиректор, не называя показателей. По его словам, впервые у компании есть два рекламных плана: пессимистический и обычный. Приглашений на участие в тендерах на разработку рекламных кампаний в январе поступило в 3-4 раза больше, чем в прошлом году, признается гендиректор SPN Communications Андрей Баранников.

По данным Frank Research Group, розничный портфель петербургских банков с января по ноябрь вырос на 28,9% до 649,3 млрд руб., из которых 39,6% - нецелевые кредиты, 32,5% - ипотека, 16,3% - автокредиты.