Красиво, но не шутит

Выставка Павла Пепперштейна «Святая политика» представляет новые работы, но в прежнем жанре и стиле, поэтому они кажутся давно виденными
Броские образы Пепперштейна хочется унести с собой/ А. Махонин/ Ведомости

Павел Пепперштейн - любимец широкой интеллектуальной публики. Его книга «Мифогенная любовь каст» - пятнадцать лет как культовая. Выставки его также многим давно и неизменно нравятся. Его лучезарно-идиотическая графика, где яркая, приятная картинка снабжена дурацкими, потому как неуместными, подписями-лозунгами, вызывает изумление, а бывает - и смех. Очередная выставка Пепперштейна не должна не радовать. Тем более что галерея «Риджина» в последнее время показывала одного из своих любимцев все больше в своем лондонском, а не московском офисе, так что давно не виделись.

«Святая политика» - это одиннадцать работ все с тем же бесстрастным издевательством над идеологией и политическими лозунгами, любыми - нашими и не вашими, правыми и зелеными, старыми и замшелыми, все равно лживыми и пустыми.

Внешне новая серия похожа на прошлые, на «Город Россия», например: тот же легкий стиль рисунков, те же надписи затейливой вязью. Только там картинки были очень длинными, а тут квадратными, еще у нынешних больше сходства с политической карикатурой и они не про утопию авангарда. Но главное, тех было много, даже, казалось, избыточно, а нынешних - во много раз меньше, всего одиннадцать. Получился не абсурдный изоэпос, куда постепенно погружаешься. А только фрагмент, по которому целое можно в общих чертах додумать, но не прочувствовать. А без этого - удовольствия мало.

Часть ярких и веселых картин - с надписями по-русски. Например, про мальчика-самоубийцу, который восстанавливает против себя весь мир с танками и ракетами, - мальчик симпатичный, явно невинный. Или такая подпись: «Все мы с нетерпением ожидаем появления политической силы, способной остановить научно-технический прогресс» - с какими-то немыслимыми карикатурными существами. Часть работ - с английскими пояснениями, что, например, Большой брат больше не следит за нами, или просьба животных с желтыми звездами, чтобы евреи спасли их. Вот такая полная нескладуха. Самая удачная и яркая плакатная картинка - как раз Europa in trouble, где рыжей девушке в майке Евросоюза грозят восточный старец, красноармеец и генерал неизвестной армии с супрематической композицией вместо головы.

Почему-то кажется, что Пепперштейну в какой-то момент скучно стало продолжать «Святую политику». Или галерея поторопилась выставить незаконченный цикл. Не может любимец просвещенной публики вдруг устать и перестать фонтанировать. Ему это не положено.

До 15 марта