Аэродром в концессию

Минтранс предлагает дать правительству право без конкурса сдавать в концессию аэродромы в крупнейших аэропортах страны. Речь идет о московских «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково» и петербургском «Пулково»
Максим Стулов/ Ведомости

Вчера Минтранс опубликовал для общественного обсуждения пакет поправок в законодательство, позволяющих правительству без конкурса сдавать в концессию аэродромы в крупных аэропортах. Таковыми предлагается считать аэропорты с пассажиропотоком свыше 5 млн пассажиров в год. Таких в России только четыре: московские «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково» и петербургский «Пулково» (см. врез).

Аэродромы в отличие от остальных активов аэропортов отнесены к имуществу, не подлежащему приватизации. В их состав входят взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перрон, светосигнальное и навигационное оборудование. Затраты на их строительство (при необходимости), содержание и ремонт несет государство. Оно же сдает аэродромы в аренду операторам аэропортов.

Сдача аэродромов в концессию «будет способствовать привлечению частных инвестиций в развитие инфраструктуры гражданской авиации» и позволит улучшить «качество предоставляемых конечному потребителю <...> услуг», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Документ пока не направлялся на межведомственное согласование, сказал представитель Минтранса. Он ожидает, что эта процедура пройдет до июня, после чего законопроект поступит в правительство, а в сентябре - в Госдуму. Если этот график не будет нарушен, то к концу года документ может обрести статус закона, а московские аэродромы - сданы в концессию, считает представитель Минтранса. Но не факт, что концессионером станет действующий оператор аэропорта. «Конкуренция при заключении концессионного соглашения приветствуется», - говорит представитель Минтранса. Детали соглашений будет определять правительство, добавил он. Представители двух аэропортов сказали «Ведомостям», что пока Минтранс запросил мнения операторов по поводу модели и условий концессионных соглашений.

Совладелец «Внуково» Виталий Ванцев напоминает, что проект закона подготовлен по итогам совещания о развитии московских аэропортов у президента Владимира Путина 3 июля. На нем речь шла о том, что аэродромы в концессию могут получить существующие операторы аэропортов. Из поручения Путина правительству следует, что под оператором аэропорта подразумевается зарегистрированная в России «управляющая компания, в которой должно быть консолидировано имущество, необходимое для обеспечения эффективного функционирования соответствующего аэропорта». Президент поручал правительству проследить, чтобы такие управляющие компании были созданы во всех аэропортах Московского авиаузла.

Во «Внуково» и «Шереметьево» объединение аэропортовых активов в одно юрлицо уже идет. В «Домодедово» различными бизнесами управляют разные юридические лица, принадлежащие зарубежным компаниям. По словам представителя «Шереметьево», аэропорт положительно относится к инициативе Минтранса. Условия концессии сейчас сложно обсуждать, отмечают Ванцев и представитель «Шереметьево». По мнению последнего, риск передачи в концессию конкурирующей структуре минимален, ведь все сертификаты - у оператора аэропорта. Представители «Домодедово» и «Воздушных ворот Северной столицы» (управляет «Пулково») от комментариев отказались.