Цитата недели

«Мы ее [телебашню Шухова] разберем, смажем все детальки и положим на склад. Ее можно будет собрать заново там, где будет принято решение». Алексей Волин, замминистра связи

Русский инженер Владимир Григорьевич Шухов, автор телебашни на Шаболовке, той самой, которую предлагает разобрать на детальки Алексей Волин, прямо просится в современные российские герои, в национальные идеалы. Конечно, у него по нынешним понятиям есть и пятно на биографии - он около года жил и практиковался в США; но в остальном... Изобретатель, каких мало в мировой истории - ничуть не менее значительный, по-моему, чем Томас Алва Эдисон; успешно работал (даже, можно сказать, творил) и при царской власти, и при безбожной советской, коммунисты в какой-то момент приговорили его к расстрелу, но, к счастью, к условному; оставил огромное и прекрасное архитектурное и техническое наследие.

Судите сами. Инженер Шухов - автор технологии гидрокрекинга нефти; первым в мире придумал форсунки для сжигания мазута; сконструировал и протянул первый нефтепровод и первый подогреваемый мазутопровод; разработал цилиндрический резервуар для хранения нефти; изобрел водотрубный паровой котел; построил первый речной танкер; это что касается главного сегодняшнего богатства России, нефти.

Инженер Шухов - автор проектов водоснабжения крупных российских городов, в том числе Москвы. Поработал Шухов и на оборону - изобрел морские мины и платформу для тяжелых артиллерийских систем.

Инженер Шухов был новатор и в строительстве: изобрел гиперболоидную конструкцию, которая позволила строить из прямых металлических балок очень высокие, легкие и изящные башни, примером как раз и служит Шуховская башня на Шаболовке; кстати, ее конструкция втрое легче, чем знаменитейшая Эйфелева башня в Париже.

Изобрел Шухов и удивительно красивые сетчатые стальные перекрытия, одно из которых можно (кажется) по сю пору видеть на Выксунском металлургическом заводе. Здесь же нужно упомянуть конструкции из плоских ферм - Шухов создал их для перекрытий Музея изящных искусств им. Пушкина, Бахметьевского гаража и проч. Для ГУМа и Петровского (бывшего Фирсановского) пассажа Шухов придумал и построил особенные арочные конструкции, державшиеся на тросах. Он же разработал и руководил строительством дебаркадера над путями Киевского вокзала.

С дебаркадером - образцовая история. Его тоже решили разобрать на детальки и потом собрать, а не вышло: оказалось, воспроизвести то, что сделал Шухов 100 лет назад, никак не получается. С тех пор, кажется, умельцев не прибавилось, так что, думаю, если Шуховскую башню разберут, то мы ее навсегда утратим.

Это символично, не так ли: выходит, сегодняшняя Россия технологически развита хуже, чем царская; может, поэтому, а не по глупости и забывчивости великий русский инженер Шухов так и не произведен в национальные герои.