Зачем референдум

Запустив процедуру присоединения Крыма, Россия получает более сильные козыри в игре против Запада и хочет добиться максимальной автономии полуострова
Darko Vojinovic/ AP

В поддержку решения крымского парламента о присоединении к России высказались представители всех парламентских партий. По регионам прокатились митинги с призывами принять Крым. Группа во «В контакте» «Народный сход за братский народ», созывавший участников на воскресный митинг в Москве, призывает провести такие же акции по всей России. В течение недели они пройдут во всех столицах регионов, говорит федеральный чиновник.

Однако, несмотря на кажущуюся решительность крымских властей и Москвы, это просто новая тема давления на киевские власти после окончания внезапной проверки Вооруженных сил, считает бывший чиновник Минобороны. Идет взвинчивание ставок в процессе переговоров с Киевом и Западом, вторит ему депутат Госдумы. А по словам федерального чиновника, сейчас разворачивается борьба за сферу влияния и на случай стремления киевских властей в НАТО надо перестраховаться.

Пока не существует сколько-либо значимых совпадений переговорных позиций, да и стороны не склонны серьезно воспринимать риторику оппонентов - каждая из них надеется, что другая вот-вот «даст задний ход», отмечает политолог Алексей Чеснаков. В такой ситуации действует логика эскалации, а не логика переговоров, доминирует игра на ужесточение. Судя по ряду последних заявлений, стороны все же оставляют себе возможности для маневра, добавляет эксперт.

Главная цель - добиться максимально широкой автономии для Крыма, но вопрос о присоединении все еще не стоит и сегодняшнее заявление председателя профильного комитета Леонида Слуцкого о признании территориальной целостности Украины не случайно, отмечает его коллега по Госдуме.

Шаг крымских властей вызван решением России усилить шантаж новых властей Украины, солидарен редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов: в свое время и коммунистический лидер Болгарии Тодор Живков предлагал включить Болгарию в СССР, в отношении России о таком желании заявляли Приднестровье и Южная Осетия, но этого не случилось. На референдуме в Приднестровье в 2006 г. за присоединение к России высказалось 97%, но Москва не подтвердила легитимность этого плебисцита. Впрочем, по словам эксперта, близкого к Кремлю, волна референдумов о присоединении может прокатиться по всему Юго-Востоку Украины и в некоторых регионах ожидают решения о присоединении.

Экономические санкции Москву не сильно пугают, говорит депутат Алексей Митрофанов, изолировать пятую экономику в мире невозможно без больших потерь для Европы и даже для самих США, у компаний которых, например табачных, также большие интересы в России.