Новый мегарегулятор

В России может появиться второй мегарегулятор, который не будет подчиняться правительству. Присоединение службы по тарифам к антимонопольной обсуждается в Белом доме
Андрей Махонин/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) должны преобразоваться, заявил на заседании коллегии ФАС первый вице-премьер Игорь Шувалов, их разделение он назвал «искусственным».

Речь идет о создании независимого регулятора, который будет иметь надправительственный уровень, объясняет сотрудник аппарата правительства, но окончательного решения еще нет. Предложения о создании регулятора на базе ФАС готовит Минэкономразвития, рассказывает он: новая структура будет надзорной, а потому не может стать министерством или службой. «Сложно себе представить, что за одним столом сидят члены правительства, что-то обсуждают и одно какое-то министерство наделено правом судить всех остальных», - говорил Шувалов. Новый институт нужно создавать по аналогии с единым регулятором финансовых рынков - Центробанком, рассказывал он: «Председатель ЦБ не является членом правительства, он полностью автономен в принятии решений».

Различные преобразования, развитие и оптимизация функций любых ведомств - естественные и правильные процессы, лаконичен представитель ФСТ. «Если правительство посчитает, что это [слияние на базе ФАС] нужно сделать, то люди и кадры здесь [в ФАС] есть», - сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев. «Мы антимонопольный орган, высокие тарифы выпросить у такого органа значительно сложнее, чем у просто тарифного органа», - заверил он. Закон о естественных монополиях нужно и вовсе упразднить, призывал Артемьев: к ним должны применяться общие требования.

Наделение антимонопольного органа особым статусом можно поддержать, одобряет член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов, это мировая практика: служба получит финансовую и административную независимость от чиновников, которым могут не понравиться ее решения. Но передавать ФАС дополнительные полномочия не стоит, считает он: их у службы и так слишком много (всего 12 сфер регулирования, включая госзакупки, рекламу и торговлю) и она с ними не справляется. Службе, наоборот, нужно сконцентрироваться на крупных нарушениях и развитии конкуренции, предлагает Ульянов. Сузить компетенцию ФАС и вывести малый бизнес из-под антимонопольного надзора (кроме сговоров - ценовых и на торгах) предлагало и Минэкономразвития в концепции первоочередных мер социально-экономического развития.

Регулирование тарифов должно стать функцией ФАС, считает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, но вопрос в том, справится ли служба с новыми полномочиями. Для увеличения нагрузки нужно сократить существующие полномочия и усилить штат службы, считает он.