300 млрд руб. под землю

Как стало известно «Ведомостям», в мае московские власти могут разыграть право на поставку 1500 вагонов для метро. Сумма сделки станет рекордной для рынка - около 300 млрд руб.
М. Стулов / Ведомости

Еще в марте 2014 г. руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников сообщал, что город готовит второй этап конкурса на поставку вагонов для метро по контракту жизненного цикла (КЖЦ). Метрополитен может объявить его уже в мае 2014 г., рассказал «Ведомостям» представитель ГБУ «Городское агентство управления инвестициями». Это будет конкурс на поставку 1500 вагонов, разбитый на два лота, ориентировочной стоимостью примерно 300 млрд руб.

Сейчас московское метро эксплуатирует около 4800 вагонов. А нужно больше, поскольку в эксплуатацию вводятся новые линии: к 2021 г. протяженность метро увеличится в 1,5 раза до 450 км. Столичные чиновники сообщали, что к этому времени нужно закупить более 2000 вагонов. Первые торги Москва провела в конце прошлого года на закупку в 2014-2017 гг. 832 вагонов для Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линий. Стоимость контракта составила почти 144 млрд руб.

Поставка подвижного состава по КЖЦ решает наряду с обновлением подвижного состава еще несколько задач: это снижение одномоментной нагрузки на бюджет и гарантированное обслуживание вагонов в течение 30 лет, говорит представитель департамента экономической политики Москвы. Победитель конкурса должен получить всю сумму сразу - от банков, которые профинансируют сделку (их выбор за поставщиком). Город же сначала заплатит аванс - 10% от стоимости запланированной годовой поставки, после чего оплата будет происходить по схеме «15 + 15»: в первые 15 лет платежи будут более высокие, а в последующие 15 лет - меньшие, только за обслуживание. Московский департамент транспорта сообщал, что такая рассрочка позволит направить часть средств на развитие метро: будет сэкономлено до 15% расходов на сервис.

Сейчас вагон обходится городу в среднем в 60 млн руб., КЖЦ увеличивает эту стоимость, объясняет сотрудник метрополитена. Если бы вагоны покупали сразу, то до 2021 г. Москве пришлось бы заплатить за них около 140 млрд руб. - правда, это без учета сервиса. Но программа масштабная, а возможности городского бюджета ограничены, поэтому город привлекает частные инвестиции в рассрочку, объясняет гендиректор Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев. «Выгода города в том, что поставщик будет заинтересован вкладываться в качество вагона, чтобы потом его меньше чинить», - объясняет он.

До сих пор метрополитен закупал вагоны только у «Трансмашхолдинга»: тип подвижного состава привязан к определенному депо, из-за этого вагоны других производителей не могли поставляться. В частности, первый конкурс на поставку вагонов по КЖЦ выиграли структуры «Трансмашхолдинга» - «Метровагонмаш» и «Трансхолдлизинг».

Московские чиновники не раз говорили, что хотели бы устроить международный конкурс, в котором поучаствуют все основные производители вагонов. Представители Siemens и «Трансмашхолдинга» вчера подтвердили, что их компании примут участие в торгах. В январе 2014 г. Siemens и «Русские машины» даже договорились о создании совместного предприятия по производству современных вагонов метро для участия в тендере, говорит представитель Siemens. В случае победы партнеры намерены начать производство в Московском регионе. Запрос «Ведомостей» в департамент транспорта Москвы остался без ответа.