Так спокойнее

«Серая шкала» Алены Кирцовой - демонстрация глубин, взлетов и ощущений, созданных на холсте тремя цветами - черным, белым и серым
В лаконичные пейзажи Алены Кирцовой нужно вглядываться/ С. Портер/ Ведомости

Черные квадраты в черном квадрате, белые квадраты в белом квадрате, три или несколько серых полос на вытянутой прямоугольной плоскости, белое с серым, серое с белым, серое с серым - вот и все содержание живописи Алены Кирцовой в Stella Art Foundation.

«Серая шкала» - третья после «Справочника по цвету» (2006) и «Севера» (2010) ее выставка, организованная фондом Стеллы Кесаевой. Видимо, последняя, потому что дальше, кажется, этот проект развиваться не может.

В первой его части картины состояли из горизонтальных полос разного размера, написанных разными красками. На второй выставке были показаны этапы превращения конкретного искусства в абстрактное, как пейзаж - небо - горизонт - земля - превращается в полосы разных оттенков черного, коричневого, зеленого и голубого, теряя связь с реальностью. На этот раз палитра ограничилась белым, черным и серым. Нецветными красками, бесцветными, ахроматическими.

Черные, белые и серые концентрические (один в другом) квадраты Кирцовой окрашены в разной степени интенсивно и поэтому кажутся или возвышающимися усеченными пирамидами, или уходящими вглубь ямами. Все они называются «Дырами» и являются своего рода пейзажами, космическими (в тексте к выставке Кирцова вспоминает детское раздумье, как выглядит бесконечная вселенная) или метафорическими (изображение белого безмолвия, например). Но эти квадраты никакого отношения к великому плоскому квадрату Малевича не имеют. Они о видимом - об оптике, восприятии, иллюзии, а не умозрительном. И в них интересно вглядываться, особенно уставшим и болезненно чувствительным - ничего не раздражает.

До 8 июня