Союз банков и налоговиков

В 2015 г. российские бенефициары иностранных компаний могут столкнуться с ультиматумом от зарубежных банков: платите в России налог с прибыли или закройте счет
Е.Разумный для Ведомостей

Нового союзника в лице банков российские налоговики могут получить благодаря принятию закона об иностранных контролируемых лицах (CFC). Проект поправок в Налоговый кодекс уже подготовлен Минфином, ведомство рассчитывает, что они заработают с 2015 г.

Сейчас неразвитое законодательство позволяет российскому бизнесу использовать примитивные налоговые схемы, которые на Западе отжили свое 20-30 лет назад, рассказывает директор налоговой практики швейцарского PwC Сергей Безбородов. Если в России появится свой закон о CFC, то в ночь на 1 января 2015 г. «карета превратится в тыкву - структуры из белых станут черными», предупреждает он.

В проекте заложен следующий принцип: российские налогоплательщики - компании и граждане - должны платить в России налоги с прибыли, накопленной и оставленной в их иностранных структурах (подробнее см. врез). Юрлица уже сейчас должны сообщить налоговой службе о компаниях, в которых владеют хотя бы 1%, такая же обязанность вводится и для физлиц.

Компании могут перестроить схемы и готовятся поставить CFC на учет, а вот многие акционеры-физлица надеются скрыть свои иностранные холдинги и трасты, рассказывает партнер PwC в Швейцарии Андри Маначал. Они рассчитывают на то, что найти CFC, которым владеет российский бенефициар напрямую или через цепочку, будет сложно, налоговая не сможет провести массовые проверки физлиц. Расчет неверный, предупреждает Маначал: с недавних пор почти во всех странах соблюдение правил CFC контролируют не налоговики, а банки и контроль эффективен. Узнав, что бенефициар компании, траста или частного фонда - россиянин, банк сначала спросит, является ли компания CFC по российским правилам, и если является, то потребует подтверждения, что бенефициар заплатил с ее прибыли российский налог.

Подтверждение потребуется не только при открытии счета, рассказывает Безбородов: банк периодически проверяет, был ли заплачен налог. Иначе он может быть заподозрен в соучастии в налоговой схеме, а согласно новой концепции ОЭСР - и в легализации преступных доходов, объясняет Маначал.

Банк попросит предоставить подробную схему владения с объяснениями, в какой стране какой налог платится и зачем такая структура понадобилась клиенту, рассказывает юрист европейского банка. Банк может не открывать или закрыть счет даже без объяснения причин - таких случаев много, знает Маначал.

Обмануть будет непросто, утверждают участники финансового рынка: банки проверяют, действительно ли бенефициары CFC платят налоги в своей стране. Первый этап - формальное подтверждение: копия уведомления в налоговую службу о CFC или даже налоговой декларации с указанием иностранных счетов, рассказывает Безбородов. Датские банки просили справку из налоговой, добавляет партнер EY Владимир Гидирим. Второй этап - глубокая проверка подозрительных клиентов. Косвенных признаков уклонения много - например, использование типичной для россиян схемы с номинальными акционерами, рассказывает Безбородов, право клиента распоряжаться средствами созданной для него фирмы.

Представители большинства крупных банков (Citi, HSBC, JPMorgan, Morgan Stanley и др.) не комментируют, как изменят работу с российскими клиентами. О влиянии закона говорить пока рано, но строгие процедуры в банке гарантируют соблюдение всех законов, сказал представитель группы UBS. Все зависит от позиции регулятора конкретной страны, отмечает юрист банка, обслуживающего богатых клиентов. Но уже есть опыт анализа новых российских законов: аналогичным образом банки запрашивали информацию у клиентов, не являются ли они чиновниками и не нарушают ли закон о запрете на владение активами за рубежом.

Почти во всех юрисдикциях с развитым финансовым сектором, которому можно доверять, контроль в последнее время был ужесточен, особенно в Европе, в азиатских странах (Сингапуре, Гонконге), даже во многих респектабельных офшорах, перечисляет Маначал. Во многих странах действует доктрина «Знай своего клиента», подтверждает партнер Deloitte Геннадий Камышников. Банки, свободные от таких правил, конечно, можно найти, «но стоит ли доверять им деньги», рассуждает Маначал.

Реструктуризация ждет многие холдинги, уверены юристы и банкиры. По подсчетам Tax Justice Network, российские бизнесмены вывели в низконалоговые гавани в 1990-2010 гг. $798 млрд. Люди из российского списка Forbes к правилам CFC готовятся по-разному, рассказывает топ-менеджер крупнейшего европейского банка: некоторые даже начали переводить средства в Россию, чтобы показать лояльность. Но многие надеются, что достаточно немного перестроить схемы, признает юрист крупной иностранной компании.

Если закон будет введен в действие с 2015 г., времени на изменение структуры почти не останется, беспокоится Безбородов. Очевидно одно, резюмирует он: теперь белые схемы должны стать еще более сложными, еще более дорогостоящими - с таким резким скачком «из прошлого в будущее не все справятся», издержки очень высоки, предупреждает он.