Шесть станций метро от китайцев

Китайские компании, в том числе одна из крупнейших в стране - China Railway Construction Corporation Ltd, могут вложить в новую ветку московского метро 60 млрд руб. До сих пор крупных частных инвестиций в метро в России не было
Китайские инвесторы интересуются строительством шести станций в новой Москве/ М. Стулов/ Ведомости

Перевозит миллиарды. 325,4

километров составляет сейчас протяженность линий Московского метрополитена, на них расположено 194 станции

2,491

миллиардов человек перевез за 2013 г. Московский метрополитен. Средний поток в день - 6,82 млн человек

ОАО «Мосинжпроект»

Управляющая компания.. Выступает генеральным проектировщиком и генподрядчиком строительства 79 станций метро, 48 транспортно-пересадочных узлов, строительства линий метро и т. д. Акционер - город Москва. Финансовые показатели (2013 г., отчетность компании): Выручка - 82,6 млрд руб., прибыль - 900 млн руб.

Китайские China International Fund Ltd (CIF) и China Railway Construction Corporation Ltd (CRCC; 63% принадлежит государству) могут построить новую линию метро в Москве. Эти компании вчера в Пекине подписали с ОАО «Мосинжпроект» меморандум о намерениях.

Соглашение касается планов строительства новой юго-западной ветки метро в Москве, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Мосинжпроекта» Константин Матвеев. Она должна продлиться от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до станции «Столбово». Ее протяженность составит 14,9 км, на ней разместится шесть станций метро. Возможно, китайские партнеры не только проинвестируют, но и возьмутся за строительство этой линии, говорит Матвеев. По его словам, линия должна быть построена в 2017 г. Ранее заммэра по строительству Марат Хуснуллин оценивал стоимость этого участка метро в 60 млрд руб.

Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC) - одна из крупнейших строительных групп в Китае, она занимает 11-е место в рейтинге China's Top 500 Enterprises. Ее выручка в 2013 г. составила $92,7 млрд. 63,3% компании контролирует государство, остальные акции - в свободном обращении. Частный инвестиционный фонд CIF учрежден в 2003 г. в Гонконге синдикатом гонконгских трейдеров и ангольской государственной нефтяной компании Sonangol. Фонд инвестирует в инфраструктурные проекты, в основном в Африке. Связаться с ними оперативно вчера не удалось.

Китайцы, рассказывает Матвеев, заинтересовались проектом давно и три месяца назад состоялись первые переговоры. Какой будет форма сотрудничества, по его словам, еще не решено: вероятно, «Мосинжпроект» создаст совместное предприятие с китайцами. У «Мосинжпроекта» уже есть СП с иностранными компаниями - «Минскметрострой», «Еврасстрой» (Азербайджан), ИБТ (Украина).

Программа по строительству 150 км метро (в том числе и линии, которой заинтересовались китайцы) финансируется полностью из бюджета города, на нее планируется направить около $1 трлн. До сих пор масштабных частных инвестиций в метро не было. В 2009 г. открылась станция метро «Мякинино», построенная за счет Crocus Group. Компания инвестировала в нее, чтобы обеспечить транспортную доступность своего комплекса «Крокус Сити» на пересечении Волоколамского шоссе и МКАД (занимает 90 га). Недавно компания «Масштаб» сенатора Вадима Мошковича объявляла, что готова до 2018 г. компенсировать городу затраты на строительство трех станций метро и продление Сокольнической линии на юг примерно на 7-7,5 км. Инвестор готов вложить около 40 млрд руб. и финансировать проект по мере продажи площадей, которые строятся на прилегающих территориях.

По производительности труда китайцам нет равных - они строят очень быстро и с низкими издержками, говорит партнер Strategy Partners Group Александр Ованесов. Например, первая станция метро в Шанхае открылась в 1993 г., сейчас протяженность линий - 538 км, на них расположено 329 станций (о московском метро - см. врез). Если в Москве они будут строить такими же темпами, то тут одни плюсы: для города - с имиджевой точки зрения, а жители быстрее получат новые станции, продолжает Ованесов.

Вариантов, как инвестор сможет отбить инвестиции в строительство метро, может быть несколько. Например, с городом может быть заключено концессионное соглашение, а после завершения строительства инвестор получает от города часть билетных доходов, говорит Ованесов. Например, в Сеуле метрополитен отдельными линиями передан частным компаниям (есть единый электронный билет, который продает УК, она платит деньги перевозчику за перевезенных пассажиров). Другой вариант для инвестора, говорит Ованесов, - зарабатывать на внебилетных доходах: построить транспортно-пересадочные узлы около станций метро и сдавать в аренду коммерческие площади.