ФАС сделает рекламу тише

Скоро в России заработает закон о громкости рекламы на ТВ и радио. Измерять уровень громкости будет ФАС
Руководитель ФАС Игорь Артемьев/ Сергей Портер/ Ведомости

Госдума в пятницу во втором и третьем чтениях приняла поправки к закону «О рекламе», запрещающие телеканалам повышать уровень громкости во время трансляции рекламных блоков на ТВ и радио. Законодатели решили: повышение уровня звука раздражает зрителей.

Реклама идет в телевизор. 51%

такой в 2015 г. может стать доля телевидения в общих рекламных бюджетах, заявляла ранее руководитель дирекции продаж Vi Инна Жарова. Такое увеличение может принести каналам дополнительные миллиарды рублей. В январе - июне 2014 г. рекламодатели потратили на продвижение на ТВ 47,8% бюджетов, или 78,4-78,9 млрд руб. (данные АКАР).

Ранее по многочисленным жалобам зрителей Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пыталась начать регулировать уровень звука во время рекламы. В 2010 г. служба разослала соответствующее письмо телеканалам, попросив их не увеличивать громкость звука во время показа рекламы. Служба ссылалась на собственные измерения, но этого оказалось недостаточно - официальной утвержденной методики измерений не существует. Тогда в 2013 г. ФАС разработала соответствующие поправки к закону «О рекламе», предложив установить максимальный уровень громкости рекламы на ТВ и радио на 6 децибел ниже, чем максимальная громкость прерываемой телепередачи. Поправки, однако, отправили на доработку.

Согласно принятым в пятницу поправкам, контролировать уровень звука должна именно ФАС. Служба самостоятельно разработает методику на основе рекомендаций Минкомсвязи. В ФАС рассчитывают, что методика уже будет готова в этом году. «Мы ждем рекомендаций от Минкомсвязи, на основе которых мы планируем разработать методику. К ее тестированию мы намерены приступить в начале следующего года», - заявил «Ведомостям» заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, разработка и внедрение методики не потребуют дополнительного финансирования - все средства будут взяты из внутренних ресурсов ведомства. Рекомендации для ФАС в Минкомсвязи пока не разработали, но к их разработке уже приступили, пояснил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин: «Это займет продолжительное время».

Поправки смогут помочь ФАС лучше контролировать рекламный рынок, уверен Кашеваров: «Раньше измерения, которые производил антимонопольный орган, не поддерживались в судах. Теперь мы сможем контролировать процесс». У ФАС было несколько разбирательств в судах с телеканалами до 2006 г., но суд встал на сторону каналов.

Уровень звука в рекламных блоках устанавливают селлеры, но у телеканалов есть технологические возможности регулирования звука и его конечный уровень устанавливают сами каналы, пояснил Волин. Поэтому ответственность за превышение уровня звука будут нести вещатели. Представители ВГТРК, CTC Media, как и крупнейшего продавца рекламы на ТВ в России - Vi, воздержались от комментариев.

На рынке радио принятие закона не должно отразиться. «К качеству звука рекламы на радио высокие требования. Поэтому почти все ролики записываются на наших студиях, и уровень звука мы устанавливаем самостоятельно», - говорит президент ВКПМ Юрий Костин. «Все звуковые файлы, которые попадают к нам, приводятся к единому формату средней громкости, установленному для всех радиостанций», - сообщил представитель Европейской медиагруппы.