Украина заправится через суд

Страна пытается отсудить не только трубопроводы, принадлежащие «Транснефти», но и дизтопливо в них
Vincent Mundy/ Bloomberg

Почти 10 лет Украина пытается оспорить право собственности «Транснефти» на украинские участки нефтепродуктопроводов Самара - Западное и Грозный - Армавир - Трудовая. Их общая длина - 1433 км, украинской частью сейчас владеет структура российской монополии - «Прикарпатзападтранс». Украинская сторона считает, что в 1990-е гг. участки труб были незаконно оформлены в российскую собственность. 25 ноября 2014 г. Ровенский апелляционный хозяйственный суд решил изъять трубы из владения «Транснефти». Высший хозяйственный суд Украины по жалобе «Транснефти» приостановил это решение. Рассмотрение продолжится 10 февраля.

Тем временем украинская сторона пытается усилить свои позиции. В конце 2014 г. прокуратура Ровенской области в интересах Фонда государственного имущества Украины подала новый иск к «Прикарпатзападтрансу» в хозяйственный суд Ровенской области, следует из базы судебных решений Украины. Истец требует признать его право собственности на технологическое дизельное топливо, которое находится в украинской части нефтепродуктопроводов. Дело было принято к производству 22 декабря. В качестве обеспечительной меры истец потребовал запретить «Прикарпатзападтрансу» вытеснять дизтопливо и брать в аренду установки для этих работ. Суд удовлетворил требования лишь в первой части. Источник «Ведомостей», знакомый с ходом процесса, говорит, что заседание перенесено на 12 февраля. По его словам, 3 февраля рассматривался еще один иск из ровенской прокуратуры - о признании права собственности «на нефтепродукты, находящиеся в украинской части нефтепродуктопроводов» (этого иска в базе пока нет).

В конце декабря «Интерфакс» со ссылкой на президента «Транснефти» Николая Токарева писал, что компания начала выдавливать 140 000 т дизтоплива (около 40 000 т было технологического топлива) азотной пробкой по трубопроводу в сторону Венгрии. Это нужно, чтобы начать заполнение трубы следующим классом топлива. Часть была выдавлена.

Представитель «Транснефти» говорит, что в трубе сейчас около 86 000 т топлива «Башнефти». Суд разрешил его прокачать в сторону Венгрии. Одобрение на это было получено и от таможенных органов. Но в трубе останется 30 000 т технологического топлива «Евро-3», говорит собеседник издания. Рассматривается вариант его продажи Украине, так как трубопровод все равно нужно заполнять топливом другого качества, рассказывает представитель «Транснефти». Но прежде нужно решить вопрос работоспособности трубы без технологического топлива, как правило, без него скорость транспортировки падает, добавляет он. По данным Thomson Reuters Kortes, цена дизельного топлива класса «Евро-4» сейчас около 27 660 руб. за 1 т. То есть технологическое дизтопливо «Транснефти» может стоить до 800 млн руб.

Представитель «Башнефти» от комментариев отказался. Представители прокуратуры Ровенской области и Фонда государственного имущества Украины не ответили на запрос «Ведомостей».

Основной покупатель дизтоплива по трубопроводу, идущему через территорию Украины, - венгерская MOL. В середине января The Wall Street Journal со ссылкой на представителя компании сообщала о перебоях с поставками российского дизтоплива по этому маршруту, подчеркивая, что «российская сторона выполняет свои долгосрочные контрактные обязательства». По словам представителя «Транснефти», венгерская сторона участвовала в разрешении ситуации с дизтопливом на Украине - прекращение транспортировки в декабре беспокоило MOL. По трубопроводам «Прикарпатзападтранса» поступает 40% дизтоплива, потребляемого Венгрией. Вчера представитель MOL на запрос не ответил. В конце декабря Токарев говорил: «Сегодня не вижу реальной перспективы, что нас кто-то будет слушать». Ранее «Лукойл» заявлял о желании купить эти продуктопроводы. Но у компании сейчас сложности на Украине (см. врез).