Как Владимир Путин в Минске снова всех переиграл

Российский президент добился от партнеров по переговорам уступок, как бы не будучи сам в деле

Для начала хотелось бы понять, в каком качестве присутствовал на переговорах с президентом Украины Петро Порошенко, президентом Франции Франсуа Олландом и канцлериной Германии Ангелой Меркель президент России Владимир Путин? Западноевропейские лидеры вроде бы посредники - но нельзя же сказать, что они посредники между президентами Путиным и Порошенко, поскольку, как хорошо известно от самого президента Путина, Россия (а он ее главный представитель) никак не участвует в конфликте на юго-востоке Украины.

Тогда что же, президент Путин - тоже посредник? и в переговорах участвуют три посредника, которые помогают президенту Порошенко договориться самому с собой? Абсурдно звучит! Особенно если вспомнить, что, как стало известно по окончании переговоров, президенту Путину пришлось надавить на предводителей повстанцев, а тем пришлось согласиться.

Но - если я ничего не пропустил - никто из высоких переговаривающихся сторон не придал значения странному статусу одного из переговорщиков, не спросил вслух, кого президент России представляет, - да и сам он этого не сообщил. Очевидно, было чрезвычайно важно, чтобы президент Путин в этих переговорах принял участие - пусть даже и без всякого статуса. Можно было бы, наверное, российского президента рассматривать как гаранта чего-нибудь - но цену гарантиям России на Западе уже знают, и все припоминают ей Будапештский меморандум с гарантиями территориальной целостности Украины в обмен на ее безъядерный статус. (А представить себе на секунду, что у Украины сейчас были бы ядерные вооружения?)

Из отсутствия статуса на переговорах, если следовать обычной логике, однозначно вытекает отсутствие ответственности. Иными словами, Владимир Путин добился от партнеров по переговорам разнообразных уступок, как бы не будучи сам в деле: на границу Украины с Россией украинцы еще долго не попадут, широкие права сепаратистские новообразования получат, Киев снова должен обеспечивать деньгами тех людей, кто проголосовал за независимость от него, и т. п. Эти соглашения - несомненная и полная победа российской, так сказать, дипломатии.

Veni. Vidi. Vici. (Это Юлий Цезарь сказал, когда победил Фарнака, который предал отца - царя Митридата, получил его трон и принялся мечтать воссоздать Понтийское царство.)

Есть, правда, подозрение, что западноевропейские посредники хотели добиться прекращения огня, чтоб люди не гибли, а не чего-то иного.

Так вроде сейчас и не стреляют.