А5 начала развивать программу франчайзинга по соглашению с «Фармаимпексом»

Последний открыл 25 аптек под брендом «Норма», принадлежащим А5
Группа компаний «Фармаимпекс»

Аптечные группы А5 и «Фармаимпекс» заключили лицензионный договор. По нему «Фармаимпекс» открыл в регионах 25 аптек под принадлежащим А5 брендом «Норма». Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор А5 Андрей Гусев. Гендиректор и совладелец «Фармаимпекса» Владимир Зверев отказался от комментариев. «Фармаимпекс» развивает сеть аптек под брендом «Норма»; по состоянию на середину декабря 2014 г. их насчитывалось 14 шт., сказано на официальном сайте компании.

Группа А5 - одна из крупнейших по числу точек аптечных сетей: по данным DSM Group за III квартал 2014 г., у нее было 992 аптеки, работающие под брендами А5, «Норма», «Фармадар», а также интернет-аптека Piluli.ru. Оборот группы в 2014 г. (включая интернет-продажи и отпуск лекарств льготникам), по словам Гусева, составил 25,3 млрд руб. (с НДС). Группа «Фармаимпекс» - одна из крупнейших в России региональных сетей, у нее более 500 аптек в 17 регионах. Финансовые показатели компания не раскрывает.

Плату за использование бренда Гусев не раскрыл. В 2015 г. А5 планирует открыть по франчайзингу не менее 50 аптек (кроме сотрудничества с «Фармаимпексом»), рассказывает Гусев. Речь идет только о бренде «Норма», говорит он: формат дискаунтера более востребован. Компания, продолжает Гусев, ведет переговоры с потенциальными франчайзи. Их он не назвал. По его словам, А5 планирует получать в качестве платы около 1% оборота франчайзинговой аптеки; в дальнейшем возможно увеличение доходности по проекту за счет продаж собственных торговых марок в аптеках франчайзи и совместного маркетинга с производителями.

Здоровье дорожает

674,7 млрд руб. составили в прошлом году продажи лекарств в аптеках, свидетельствуют данные DSM Group. По сравнению с 2013 г. рынок вырос на 10,8%. При этом в упаковках рынок сократился на 4,5% до 4,2 млрд шт.

«У А5 мощный, яркий, узнаваемый бренд, у компании есть шанс организовать договор франчайзинга, причем не только бренда, но и закупочный франчайзинг (т. е. совместные закупки на одинаковых с франчайзи условиях) - он тоже очень важен для единичных аптек, чтобы получить скидки от производителей или дистрибуторов», - говорит директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. Оценить среднюю стоимость аптечной франшизы он затруднился.

О запуске программы франчайзинга летом 2013 г. объявляла крупнейшая по доле рынка (3,05% за девять месяцев 2014 г., данные компании со ссылкой на IMS Health) аптечная сеть «Ригла» (сети «Ригла» и «Будь здоров!»; входит в группу компаний «Протек»). Представитель «Протека» от комментариев отказался. «Аптечная сеть 36,6» (сети «36,6», A.v.e, «Старый лекарь» и др.) не работает по франчайзингу, хотя «сама идея организовать подобную программу рассматривается», рассказал директор по корпоративным финансам «36,6» Юрий Гусаров.