Регионы начинают просить у Минфина списания бюджетных долгов

Торговля между центром и субъектами федерации становится все более нервной и публичной

Торговля между Минфином и регионами становится все более публичной. Главный предмет торгов - бюджетные долги. Если раньше региональные лоббисты - губернаторы, депутаты и сенаторы от регионов - старались выбить деньги или решения в тиши московских коридоров, то теперь местные парламенты начинают громко обсуждать официальные обращения в Минфин или правительство с просьбами о помощи. Появилась и новая тема - бюджетно-кредитная амнистия. Регионы хотят списания имеющихся бюджетных кредитов и конверсии коммерческих кредитов в бюджетные.

Мотивы: в росте долга виноваты федеральные власти, передавшие на региональный уровень дополнительные обязательства без обеспечения; растущие долги угрожают социальной нестабильностью в регионе. Подобные письма по предложению справедливороссов намерены рассмотреть парламенты Архангельской и Саратовской областей (первые пишут Антону Силуанову, вторые - Дмитрию Медведеву).

Орловский облсовет еще в конце 2014 г. просил Медведева списать долг перед Внешэкономбанком, номинированный в валюте (долг образовался при реализации областной гарантии по сомнительному проекту в 1990-х). На днях думский комитет по региональной политике рекомендовал правительству подумать о немедленном рефинансировании задолженности регионов по валютным кредитам, конвертировав их в рубли по курсу ЦБ на 1 января 2014 г.

В начале февраля три депутата от ЛДПР внесли в Думу законопроект, предусматривающий списание долгов регионов перед федеральным бюджетом. Они недоумевают, почему правительство списывает безнадежные долги Кубе, Киргизии или Вьетнаму и не списывает родным регионам.

Хотя 2014 год регионы прошли чуть лучше, чем 2013-й, общая сумма долга составляет около 2,1 трлн руб. У 40% субъектов долг превышает половину доходов и при этом большой дефицит, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Структура долга в разных регионах разная, и если вдруг будут списаны бюджетные кредиты, одни регионы сильно выиграют, а другие ничего не заметят. Проблема будет усугубляться, решать ее по обыкновению станут вручную, и здесь выиграют регионы, у которых лучше лоббистский ресурс.

Торговля продолжается. Региональные чиновники говорят, что сейчас Минфин в ответ на просьбы о конверсии коммерческих долгов в бюджетные выдвигает встречные угрозы социальной стабильности - требования отмены всех льгот гражданам и бизнесу. Можно заключить, что торговля становится все более нервной. Включение в процесс законодательных собраний увеличивает публичность и распределяет ответственность внутри местной элиты. С другой стороны, публичные требования к центру перекладывают на федеральную власть ответственность за социально-экономическую ситуацию. Но денег нет ни у кого, так что широких жестов ждать не следует.