Запрет на распространение ролика Навального про «Единую Россию» оспорен в ЕСПЧ

Критику правящей партии нельзя считать экстремизмом, уверены заявители
Christian Lutz/ AP

Россияне, оштрафованные за распространение ролика Алексея Навального, подали жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Они считают, что власти нарушили их право на справедливый суд (ст. 6 Конвенции по правам человека), свободу выражения мнения (ст. 10) и эффективное средство правовой защиты (ст. 13).

В преддверии выборов в Госдуму 2011 г. оппозиция выдвинула лозунг «Голосуй за любую партию, кроме «Единой России». Навальный в своем YouTube-канале выложил ролик «Припомним жуликам и ворам их Манифест-2002», в котором рассказал о невыполненных обещаниях партии власти. На сегодняшний день ролик просмотрели более 2,3 млн раз. Жители Татарстана Евгений Аронсон, Алсу Гарапова, Ильнур Гарипов и Эльхан Кулиев разместили ссылки на это видео в соцсети «В контакте». 21 июня 2013 г. Кировский райсуд Новосибирска признал ролик экстремистским, так как в нем содержатся «высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц по принадлежности к партии «Единая Россия». Летом 2013 г. суды назначили четырем активистам из Татарстана штрафы в 1000 руб. Верховный суд Татарстана оставил эти решения без изменений.

Защита активистов заявляла ходатайства о прекращении производства в связи с истечением срока давности, о вызове в суд собиравших доказательства сотрудников ФСБ, об истребовании у администрации «В контакте» сведений о числе просмотров ролика, но все они были отклонены. «Количество просмотров имеет принципиальное значение, поскольку наказание осуществляется за массовое распространение, а когда были совершены просмотры и сколько их было, не ясно, возможно, это видео посмотрели только сотрудники ФСБ», - говорит представитель заявителей в ЕСПЧ Дамир Гайнутдинов. Защита утверждала, что ролик не хранился на страницах заявителей, а был доступен на YouTube и что обязанность ограничивать экстремистские материалы возложена на интернет-провайдера.

Согласились на Марьино

Внесистемная оппозиция согласилась с предложением мэрии провести марш «Весна» 1 марта в Марьине. В этом районе традиционно проходят «Русские марши», которые проводят националисты.

В жалобе в ЕСПЧ заявители утверждают, что, когда они распространяли ролик, он еще не был признан экстремистским, не знали они и о том, что он был им признан позднее. Заявители полагают, что ролик нельзя считать экстремистским, поскольку в нем критикуется правящая партия и запрет на его распространение нарушает свободу политической дискуссии. «Суд признал распространение видео, где не было никаких призывов кроме как голосовать за другую партию, агрессивными и враждебными действиями по отношению к «Единой России» - такими же действиями становится любая критика правящей партии», - говорит Гайнутдинов. Всего, по его словам, в Татарстане за распространение этого ролика были оштрафованы семь человек: «Очевидно, прокуратуре необходимо было отчитаться о наказанных за экстремизм».

Законодательство России и иных стран допускает признание судом материалов экстремистскими, это не ограничивает свободу слова и не нарушает принципов Европейской конвенции, уверен зампред комитета Госдумы по безопасности, единоросс Эрнест Валеев. С представителем Роскомнадзора в выходные связаться не удалось.

Этот ролик Навального до сих пор доступен на YouTube и «В контакте». В решении судов обычно прописан URL, по которому находится запрещенный материал, поясняет руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк: Роскомнадзор вносит страницу в реестр запрещенных материалов, если же видео появляется на другом ресурсе, то должно быть вынесено новое судебное решение либо новое предписание прокуратуры. YouTube, по словам эксперта, удаляет видео только по решению суда. Когда суды выносят решение о признании материалов экстремистскими, их блокировка происходит не сразу, уточняет член штаба Пиратской партии Саркис Дарбинян: «Документы часто направляют в Минюст и в Роскомнадзор с опозданием, пока же ресурс не внесен в реестр запрещенных материалов, налагать ответственность за его просмотр нельзя». По его словам, сейчас репосты и ретвиты приравниваются к распространению экстремистских материалов, однако, по его мнению, нельзя требовать от пользователей, чтобы они знали весь список запрещенных материалов.

В федеральном списке экстремистских материалов более 2000 пунктов, напоминает директор центра «Сова» Александр Верховский, половина - интернет-материалы, а заблокированы всего 10%: «Роскомнадзор просто не успевает за решением судов». Решение о блокировке должно приниматься по каждой публикации и если ролик через какое-то время запретят, а человек его не убрал, то с этого момента он совершает правонарушение, подчеркивает эксперт.