Инициатива Навального об ответственности чиновников за незаконное обогащение не поддержана

В «открытом правительстве» ее сочли неконституционной
З.Милявская/ Ведомости

Рабочая группа под руководством министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова сочла нецелесообразной реализацию законодательной инициативы Алексея Навального об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников. Однако усиление уголовной ответственности за действия, ведущие к незаконному обогащению, признано необходимым, и для этого рабочая группа задумалась о расширении своих полномочий.

В заключении рабочей группы говорится, что Россия не обязана признавать «незаконное обогащение» уголовно наказуемым и даже не может этого сделать, ведь такой состав преступления противоречит Конституции и принципам вины и справедливого наказания. Но, «принимая во внимание важность и актуальность вопроса», рабочей группе при правительственной комиссии по борьбе с коррупцией рекомендовано «подготовить предложения по усовершенствованию» законодательства в этой области.

Решение по петиции Навального приняли после долгой дискуссии 16 голосами «за» при двух «против» и двух воздержавшихся. Член рабочей группы Иван Павлов доказывал, что рабочая группа не обладает полномочиями, достаточными для того, чтобы отклонять инициативу, поддержанную 100 000 граждан. Ее задача - лишь подготовить предложения правительству по поводу того, как эта инициатива может быть реализована. «Президент обещал рассмотрение парламентом общественной инициативы, набравшей 100 000 голосов, уважайте президента», - настаивал представитель основанного Навальным Фонда борьбы с коррупцией Роман Рубанов. По его словам, авторы инициативы учли ранее звучавшую критику и внесли в предложенный законопроект поправки.

В результате рабочая группа проголосовала не только против появления статьи «незаконное обогащение» в Уголовном кодексе, но и за поручение подготовить предложения о возможности внесения изменений в указ президента на предмет расширения собственных полномочий. Рабочая группа должна иметь возможность не только принимать или отклонять инициативы, как сейчас, но и вносить в предложенные законопроекты изменения, которые сделают их приемлемыми с технико-юридической точки зрения, объяснил Абызов. К общественной инициативе не могут предъявляться такие же требования, как к законодательной инициативе, ведь гражданин голосует за саму идею. По словам Абызова, именно несоответствие юридической формы инициатив их содержанию стало причиной отклонения ряда популярных предложений, например законопроекта о запрете мигалок.

Рубанов оценивает решение рабочей группы как «попытку заболтать» общественную инициативу, но не удивлен им. Он уверен, что и сейчас ничто не мешает правительству, отвечающему за реализацию общественной инициативы, подготовить собственную версию законопроекта. Кроме того, поддержанные гражданами инициативы могут отклонить или существенно переработать на стадии обсуждения в Госдуме. «Мы имеем дело с принципиальным нежеланием согласовать инициативу оппозиции», - убежден Рубанов. Он обещает продолжить борьбу - в частности, изучить возможность проведения референдума по этому предложению.