Для экономики и бюджета было бы лучше остаться без резервного фонда

Уверенность в том, что проблемы можно залить деньгами, привела страну в тупик

Федеральному бюджету может не хватить в этом году 3,7 трлн руб.: дефицит достигнет почти четверти доходов в условиях, когда профинансировать его почти нечем. Приватизация отменяется, займы на внешних рынках для России резко подорожали, внутренний рынок необходимого объема ресурсов не обеспечит (к тому же Минфин как заемщик – мощный конкурент для компаний, которым тоже нужны заемные ресурсы). Провести задуманный секвестр не получилось: часть расходов оказалась несокращаемой, а сокращенное тут же пришлось компенсировать новыми тратами – на пенсии из-за подскочившей инфляции и на расходы, привязанные к упавшему курсу рубля. В итоге бюджетные расходы в целом удалось снизить менее чем на 2%. А недостающее решили брать из резервного фонда. К концу года он сократится втрое до 1,7 трлн руб., посчитал Минфин.

Самое сложное впереди, волнуется Минфин: сегодня он предложит правительству, помимо скорректированного бюджета-2015, свои проектировки на 2016–2018 гг. А там неприятное: номинальные расходы ближайших двух лет должны остаться на уровне этого года – около 15 трлн руб., для чего их требуется срезать на 10%. Без жесткого секвестра, который теперь приходится на предвыборный период, денег в резервном фонде осталось меньше чем на два года.

Несколько лет без роста расходов – с таким правительство еще не сталкивалось. Не говоря о том, что в предвыборный период расходы обычно приходится наращивать. Но если через год привести бюджет к нулевому дефициту, в резервном фонде к выборам останется хоть чуть-чуть денег (около 600 млрд руб., примерно 4% прогнозируемых на 2018 г. доходов; сейчас объем фонда равен примерно половине годовых доходов бюджета). Минфин не зря волнуется: как выяснилось, у правительства плохо получается сокращать расходы, но и без резервов оно оставаться не захочет. Зато всегда есть надежда, что цена нефти окажется выше, чем заложено в бюджет.

На самом деле и для экономики, и для бюджета было бы лучше остаться без резервного фонда. Призванный стать стабилизатором бюджетной системы, он превратился в дестабилизатор и бюджета, и экономики. Возможность залезть, если что, в кубышку стала чем-то вроде антикварного бабушкиного сервиза для горе-наследников: зачем что-то делать, если всегда можно продать пару золотых ложечек и неплохо провести время в спасительной нетрезвости, надежно предохраняющей от необходимости думать о завтрашнем дне. Привычка планировать хотя бы на три года так и не привилась, реформы, призванные повысить деловую активность и тем самым бюджетные доходы, так и не состоялись.

Более того: Россия не решилась бы на присоединение Крыма, если бы у нее не было валютных резервов – советники президента заверили его, что объем финансовой подушки позволит выдержать любые санкции, которые могут последовать за таким шагом, сообщали источники в правительстве агентству Bloomberg. В бюджете-2015, который почти на треть финансируется из резервного фонда, расходы на силовой блок составляют около 40%. Фактически за счет резервного фонда поддерживается война на Украине.

Уверенность в том, что любые проблемы можно залить деньгами, привела страну в экономический и геополитический тупик. Пора трезветь.