Roust запуталась в сетях

Рустам Тарико/ М. Стулов/ Ведомости

Переговорный процесс алкогольной группы Рустама Тарико Roust (бренды «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Журавли» и др.) с ключевыми клиентами привел к сокращению продаж в натуральном выражении на 33% по итогам I квартала 2015 г., следует из отчетности группы. В итоге рыночная доля группы в феврале – марте сократилась на 2 п. п. до 10,9%, ссылается Roust на данные Nielsen.

В течение отчетного периода Roust перманентно вела переговоры о повышении цен на свою продукцию с 10 крупнейшими продуктовыми сетями (их имена не указаны), а также о предоставлении скидок по контрактам и снижении складских запасов, перечисляет группа причины потери доли рынка.

С февраля антимонопольная служба (ФАС) рассматривала жалобу, поданную Roust вместе с другим крупным производителем алкоголя – группой «Синергия» в отношении ритейлера «Дикси». Поставщики обвиняли сеть в том, что она взимает втрое большие ретро-бонусы, чем разрешено по закону о торговле (10%). «Дикси» начала вывод из ассортимента продукции Roust и «Синергии» в связи с развитием собственных торговых марок, настаивал представитель сети. Восемнадцатого мая по этому делу ФАС должна была вынести решение, но в пятницу, 15 мая, Roust, «Синергия» и «Дикси» в совместном заявлении объявили об урегулировании разногласий. На каких условиях удалось договориться – стороны конфликта не комментируют. Источник в одной из них знает, что ритейлер и производители взаимно отказались от старых претензий. В ФАС на запрос не ответили.

Еще до подачи заявления в антимонопольную службу «Дикси» исключила из продажи продукцию «Синергии», а затем и Roust. Как повлиял на продажи компаний перерыв в контрактах с «Дикси» – их представители не говорят. В I квартале «Синергия» сократила отгрузки собственной продукции на 3% (данные компании). С момента остановки отгрузок переговоры между сторонами не прекращались, настаивает Екатерина Куманина из «Дикси». Договориться, по ее словам, удалось быстрее, чем были распроданы складские запасы, т. е. по факту продукция и не уходила с полок. С 1 февраля минимальная розничная цена на водку снижена с 200 до 185 руб. за пол-литра. Поэтому продукция Roust и «Синергии» больше не конкурирует с собственными марками сети, говорит человек, близкий к одной из сторон.

Продажи Roust, приходящиеся на «Дикси», гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз оценивает «максимум до 5%»: вероятно, компания вела сложные переговоры и с другими контрагентами, что тоже могло повлиять на продажи. В «Магните», Х5, «Ашане», Metro Cash & Carry, «О’кей», «Ленте» вчера не смогли предоставить комментарии.

Сейчас группа добилась повышения цен и подписала контракты с половиной клиентов, говорится в отчете Roust. Компания видит улучшение продаж в объеме и ожидает по итогам II квартала роста продаж водки «Русский стандарт» в сетях «Магнит», Х5 и «Лента» на 10% по сравнению с 2014 г.