Дорожать некуда. Но придется

Производители и ритейлеры рады бы снизить цены, но пока лучшее, что они могут предложить, – это не менять их/ А. Гордеев/ Ведомости

Российские ритейлеры и производители, цены на товары которых зависят от валютных курсов, оказались не готовы к новой волне девальвации рубля. Таковы результаты опроса компаний, проведенного «Ведомостями».

Рубль на этой неделе поставил несколько антирекордов: в четверг на торгах Московской биржи курс доллара достигал 85,5 руб., евро – превышал 93 руб. (см. статью на стр. 11). Накануне председатель Центробанка Эльвира Набиуллина назвала текущий курс рубля фундаментально обоснованным.

Но большинство производителей сельхозпродукции строили бизнес-планы на 2016 г. еще в октябре – ноябре 2015 г., говорит директор по закупкам и логистике агропромышленной группы «Продо» Генрих Арутюнов, и тогда никто не мог планировать сегодняшний курс: «Даже если и были такие пессимистичные прогнозы, то вряд ли нашлись бы смельчаки, решившиеся принимать убыточный бизнес-план на 2016 г.». А при курсе в 85 руб./$ большинство компаний будут в убытке, в этом сомневаться не приходится, убежден он.

Кондитерская фабрика «Победа» ждала, что средний по этому году курс будет в диапазоне 70–80 руб./$, говорит ее президент Виталий Муравьев. Производитель лекарств Merck, планируя бюджет на 2016 г., тоже не включал в расчеты такой курс рубля к евро, как сейчас, признается директор подразделения «Биофарма» по России и СНГ компании Merck Рожье Янссен: невозможно было предсказать столь серьезную девальвацию. Другой фармпроизводитель, Sanofi, ориентировался на параметры, которые российское правительство закладывало в бюджетный сценарий страны на 2016 г., говорит гендиректор Sanofi в Евразии Наира Адамян.

Несмотря на это, большинство производителей и продавцов не планируют поднимать цены, по крайней мере – пропорционально девальвации рубля. Сейчас ситуация иная, чем была в 2014 и 2015 гг.: покупательная способность россиян снизилась, и многие компании боятся остановки продаж.

Такая ситуация, например, у автодилеров. В начале 2015 г. некоторые автоконцерны резко подняли цены на весь модельный ряд, а затем вынуждены были их скорректировать или объявить масштабные скидки, рассказала директор «Mitsubishi Рольф центра» Светлана Виноградова. Автопроизводители осознали, что резкий рост цен останавливает продажи, поэтому никто из партнеров пока не заявлял о повышении цен более чем на 3–5%, говорит гендиректор дилера «Аларм моторс» (Ford, Kia, Peugeot, SsangYong) Роман Слуцкий. Такая ситуация сохранится и при курсе около 90 руб. за евро, считает он. В целом дистрибуторы «заняли выжидательную позицию», говорит Виноградова, хотя рано или поздно корректировать цены придется.

«Мы вынуждены повышать цены, пока не наладим производство в России», – вздыхает гендиректор и совладелец «Лаш Раша» (владелец российских магазинов косметики Lush) Дмитрий Азаров. Компания подождет до конца января, чтобы понять, «насколько устойчив рынок», потом цены могут вырасти на 7–12%, говорит он. «Мы прекрасно понимаем, что изменение цен может снизить спрос, некоторые наши магазины могут стать убыточными, их придется закрыть, но, к сожалению, другого выбора у нас нет», – рассуждает Азаров.

Другой крупный продавец косметики, Avon, пытается «компенсировать обесценивание валюты эффективным планированием», говорит представитель компании. Цены компания повышает, по его словам, только при крайней необходимости: рост цен на импортируемые продукты Avon за прошлый год лишь отчасти компенсировал ослабление рубля.

Инфляционные ожидания

Инфляция в 2016 г. может превысить 8%, прогнозирует глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева (цитата по «Интерфаксу»). «Мы ожидаем экономический спад и дополнительный год спада потребления. Инфляция, скорее всего, будет высокой», – сказала она. Прогноз Минэкономразвития предполагает инфляцию на уровне 6,4%, но министерство обещало пересмотреть его.

Представитель «Эльдорадо» сообщил, что продавец бытовой техники и электроники получил от большинства производителей уведомления о повышении цены отгрузок на все категории товаров. Его коллега из «Связного» не исключает, что в ближайшее время цены на зарубежную технику могут повыситься.

Падение покупательной способности не дает пространства для маневра и производителям продовольствия. Например, в производстве мясных продуктов «речь идет не о повышении цен, а о серьезном тренде на их снижение в 2016 г. – и связано это с падением спроса», считает Арутюнов из «Продо». К примеру, оптовые цены на свинину за последние четыре месяца снизились на 30–40%, с января 2016 г. заметно стали снижаться цены на птицу, перечисляет он: «При всем желании производителей не допустить убытков, связанных с ростом себестоимости из-за подорожания валюты, это невозможно по рыночным причинам: просто никто не купит ваши товары».

Но если нынешний курс рубля продержится несколько месяцев, производители могут все же пойти на повышение цен, не исключает Арутюнов: валютная зависимость цен на мясные продукты – не менее 50%.

Кондитерская фабрика «Победа» в 2015 г. повысила цены на 35%, говорит Муравьев: сырье подорожало на 90%. Но ритейлеров поднять закупочные цены фабрика пока не просила, хотя в ближайшее время попросит: «Пересчитываем цены, ждем дна и отскока курса, чтобы подтвердить или скорректировать прогноз среднегодового курса на 2016 г.».

Пока у производителей есть сырье, купленное по старым ценам, можно «взять тайм-аут», рассуждает директор по развитию «Балтийского берега» Анна Шевелева. «Задача – продолжать работать с прибылью, но сохранить цены на приемлемом для потребителя уровне», – говорит она.

Производители, зависящие от импортного сырья, будут вынуждены повышать цены на продукты, а за ними и ритейлеры, констатирует директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. По его мнению, дорожать будут не товары повседневного спроса, а продукты для людей со средним доходом.

За последний год многие поставщики и производители товаров, чья цена привязана к валюте, приспособились к новым условиям: адаптировали ассортимент, сырьевую базу, пересмотрели расходы, перечисляет Оксана Токарева из Metro Cash & Carry. Пока уведомлений о резких повышениях цен от поставщиков не было, добавляет она. Для «Дикси» ситуация не стрессовая, говорит представитель ритейлера Екатерина Куманина: годовой бюджет «сформирован с учетом курсовой волатильности», а договоров, номинированных в валюте, единицы. К валюте привязаны закупочные цены на часть овощей и фруктов, некоторое IT-оборудование и расходные материалы, но их доля в общих затратах и обороте невелика. Более 85% продукции на полках «магазинов у дома» производится в России, говорит Куманина.

Часть поставщиков импортных товаров уведомляли X5 Retail Group о планах поднять цены, но на этой неделе уведомлений не было, говорит представитель компании (сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»). В первые недели января «существенного изменения розничных цен не произошло», добавляет он: «Во-первых, в торговых сетях еще представлены сезонные овощи и фрукты, во-вторых, в товарообороте «Пятерочки» (более 70% товарооборота Х5 Retail Group) около 97% занимают российские продукты, а в некоторых категориях их доля доходит и до 100%».